Подготовила: учитель английского языка МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» г.Ртищево Саратовской области Куликова Олеся Александровна
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, мозговой штурм. Способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Зарядки для глаз. o Look left, right o Look up, look down o Look around. o Look at your nose o Look at that rose o Close your eyes o Open, wink and smile. o Your eyes are happy again. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. На уроках практикуются зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме. These are mother's forks and knives ( пальцы обеих рук с крещены) This is mother's table ( изображаем столик ) This is mother's looking glass ( изображаем зеркальце прихорашивающуюся маму) This is baby ' s cradle. (колыбелька для ребенка)
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий- это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Фактор урокаУровни гигиенической рациональности урока Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90%Более 90% 2 Число видов учебной деятельности Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин. Смена через мин. Более 15 мин. 5 Число видов преподавания Не менее 321 6Чередование видов преподавания Не позже чем через минут Через минут Не чередуются
Факторы урока уровни гигиенической рациональности урока 8 Место и длительность применение ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9 Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы 10 Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого 1 физкульт- минутка за урок с недостаточной продолжительн-ю Отсутствуют 11 Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12 Наличие эмоциональных разрядок (число) В соответствии с гигиеническими нормами (2-3) С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме
Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская (г. Жуковск Московская область) -не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё сердце», как говорили древние; -проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной ситуации; -постараться улыбаться в трудную минуту; -следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также нужно успокоить; -приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»; -переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие; -не бездействовать, заняться физическим трудом или упражнениями.
Литература 1.Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003