Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна и пути преодоления трудностей. Оксана Кондратюк, логопед ВБО «Даун Синдром»
Особенности развития речи и языка у детей с синдромом Дауна Альтернативная система коммуникации Практические рекомендации при вмешательстве и обучении Практическая рекомендации по программе «Смотри и учись». Темы для обсуждения:
Возраст в месяцах Взаимодействие Словарь Грамматическ ий Строй Речь От рождения до 12-мес. Контакт глазами, смех, плач. Смотрят, наблюдают, вокализируют, гулят, лепечут, соблюдают очередность. Понимают несколько слов мес. Привлекают внимание, используют жесты. Вкладывают в жесты и слова определённый смысл. Появляются жесты и первые 10-слов. Начинают использовать в речи согласные и гласные, звуки, слоги, жесты мес. Инициируют общение В активном словаре около 30-слов. Понимание опережает активную речь. Произносят вместе два слова. Используют в речи не вполне четко произносимые слова Этапы развития общения и речи от рождения до трёх лет у детей синдромом Дауна.
Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата Нарушения общего и речевого дыхания Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства Особенности слуха Офтальмологические проблемы Нарушения функции щитовидной железы Сниженный мышечный тонус (гипотония) Трудности в организации кормления Несформированность психических функций Особенности познавательной деятельности Неравномерное развитие речевых навыков. Разрыв между импрессивной и экспрессивной речью Трудности в построении предложений и усвоении грамматического строя Факторы, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна
Слабые места: -Слух и зрение -Речь и язык -Вербальная кратковременная память -Усвоение материала на слух -Числа Сильные стороны: - Социальная компетентность, эмпатия, социальные навыки - Самообслуживание и бытовые навыки - Зрительная кратковременная память - Успешное обучение на наглядном материале - Чтение Профиль психомоторного развития, характерный для синдрома Дауна
Опора на сильные стороны развития – - социальную - эмоциональную Опирайтесь на социальную компетентность; Поощряйте «хорошее» поведение, соответствующее возрасту; Придерживайтесь четко определенных ожиданий и границ. Учет особенностей профиля развития при разработке подходов к обучению
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком: Мимика, Жесты, Телодвижения, пантомимика Тактильные контакты, прикосновения Всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию! Альтернативная система коммуникации
Практические рекомендации при вмешательстве и обучении Речевое обследование ребенка с синдромом Дауна Исследование импрессивной речи (понимание значений слов, обозначающих предметы и действия, конкретных инструкций) Исследование экспрессивной речи (установление объема активного словаря) Обследование фонематического слуха Обследование фонетико-фонематической стороны речи Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата Оценка связной речи Оценка навыков чтения
Навыки социального общения Словарный Грамматика Речь Навыки и знания, необходимые для разговора
Необходимо целенаправленно работать над всеми аспектами языка и речи: Пониманием речи Словарным запасом Коммуникативными навыками Разборчивостью речи Усвоением грамматического строя Работа над развитием языка и речи
Понимание речи развивается быстрее экспрессивной речи При обучении ребёнка словам используйте структурированный подход и давайте ему как можно больше возможностей повторять их Делайте слова видимыми Побуждайте ребенка учиться, выполняя практические действия Много практики и подкрепления Упорядочивайте словарный запас с помощью работы по категоризации и развитию ассоциативного мышления (рабочие паутинки, диаграммы-пауки) Расширение словарного запаса
В программе разработано 3-контрольных словарных списка, которые охватывают первые 800 слов, изучаемых в любом языке; Ведется запись может ли ребенок: - понять слово; - показать слово жестом; - произнести слово (имитация); - использовать слово спонтанно; - произнести слово достаточно чётко, чтобы быть понятным. Практическая часть по программе «Смотри и учись» Контрольный словарный перечень
Шаг-1( Картинки к первым словам): рассматриваем картинки, подбираем картинки; выбираем картинки, называем картинки. Шаг-2 ( Первые написанные слова): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем фразы к рисункам. Шаг-3 (Картинки к новым словам): подбираем картинки; выбираем картинки; называем картинки (упражнения такие же, как упражнения из шага 1- Картинки к первым словам.) Шаг-4 (Первые предложения): подбираем слова, выбираем слова, называем слова, подбираем предложения к картинкам
Спасибо за внимание!