Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 апрель, 2008 год Тема: профилактика и коррекция нарушения осанки. «Без осанки конь - корова!» Координаторы: Зиннатуллина Гузель; Парначева Мария
«Выпрямляя свою спину, Человек в известной мере Выпрямляет свою душу!» Е.А. Аркин
Как из «гадкого утенка» превратиться в прекрасного лебедя. Основополагающий вопрос: Есть ли человек, который не хотел бы иметь красивую осанку? Как с наименьшими затратами времени, сил и энергии корректировать свою осанку? Проблемные вопросы:
Гипотеза: чтобы иметь правильную и красивую осанку не обязательно заниматься физической культурой.
Цель исследования: познакомиться с видами нарушений осанки; исследовать, как влияют занятия физкультурой на физическое развитие, осанку учащихся; изучить комплексы упражнений необходимые для коррекции нарушений осанки
Задачи исследования: ознакомиться с возрастным особенностями строения скелета человека; познакомиться с видами нарушений осанки, результаты представить в виде публикации; проанализировать результаты медицинского осмотра, проведенного в 11 Б классе, представить результаты в виде таблицы; выявить учащихся с нарушением осанки подобрать комплекс упражнений для учащихся с нарушениями осанки
Этапы работы: теоретический; исследовательский; практический; итоговый
Методы исследований: теоретические: сбор, анализ, синтез, оценка данных; практические: поиск информации, опрос, осмотр, физические упражнения
Первый этап – теоретический на этом этапе мы знакомились с возрастными особенностями строения скелета, с нарушениями осанки человека Результаты представлены в виде публикаций: «Возрастные особенности позвоночника», «Виды искривлений позвоночника».«Возрастные особенности позвоночника», «Виды искривлений позвоночника». Вывод: скелет человека формируется к годам, но при неравномерном развитии мышц могут появиться отклонения: сколиоз, лордоз, кифоз.
Второй этап – исследовательский на котором проанализировали результаты медицинского осмотра 11Б класса, выявили учащихся с нарушениями осанки, провели измерения функциональных показателей и физической подготовленности. Результаты представлены в виде протокола 1 и протокола 2, таблицы «Показатели физической подготовленности, функциональные показатели (ноябрь 2007)», диаграммпротокола 1 протокола 2«Показатели физической подготовленности, функциональные показатели (ноябрь 2007)»,
Результаты медицинского обследования, проведенного в ноябре Было обследовано 22 человека, из них у 14 человек осанка правильная, а у 8 выявлены нарушения.
Вывод: медицинское обследование показало, что детей с отклонениями нарушениями осанки намного больше, чем предполагалось.
Третий этап – практический на котором разделили учащихся на две группы (с нарушениями осанки и с правильной осанкой), подобрали комплекс упражнений для девушек с нарушением осанки. После пяти месяцев физических упражнений медиками был проведен повторный осмотр учащихся экспериментальной группы, а мы провели измерения функциональных показателей и физической подготовленности. Результаты представлены в виде таблиц «Группы» и «Показатели физической подготовленности, функциональные показатели (март 2008)», диаграммы и публикации «Комплекс упражнений для укрепления мышц спины».«Группы» «Показатели физической подготовленности, функциональные показатели (март 2008)» «Комплекс упражнений для укрепления мышц спины».
Упражнения, проводимые с учащимися в течение трех месяцев Упражнения для укрепления мышц спины Упражнения для укрепления мышц туловища Упражнения для расслабления мышц спины
Результаты осмотра, проведенного в марте Количество учащихся с нарушениями осанки и с правильной осанкой не изменилось из – за коротких сроков реализации проекта.
Вывод: В результате работы мы выяснили, что для коррекции нарушений осанки необходим индивидуальный подбор комплекса физических упражнений для систематических занятий. Повторный медицинский осмотр и измерения функциональных показателей, физической подготовленности учащихся показали, что у девушек из экспериментальной группы заметны улучшения.
Четвертый этап – итоговый, На котором отслеживали динамику функциональных и физических показателей, подводили итоги проделанной работы. Результаты представлены в виде таблицы «Динамика показателей физической подготовленности, функциональных показателей», диаграммы и публикации «Профилактика искривления позвоночника».«Динамика показателей физической подготовленности, функциональных показателей», «Профилактика искривления позвоночника».
Динамика функциональных и физических показателей
Общий вывод: В ноябре и в марте у экспериментальной группы учащихся проводились измерения физической подготовленности, физиометрических и антропогенных показателей. Сравнение показателей корригирующей группы до и после проведения исследования позволило установить различия результатов. Поднимание туловища, в начале и в конце эксперимента с 27 до 29,2, подвижность позвоночного столба на 2,2 см вперед. Изменение асимметрии лопаток с 20,3-20,4 до 20,6-20,5, что говорит об уменьшении кифоза, устранении крыловидных лопаток. Следовательно, наша гипотеза не подтвердилась, и для того чтобы иметь правильную и красивую осанку нужно заниматься физической культурой
Источники: Алиев М.А. Формирование правильной осанки Аршавский И.А Очерки о возрастной физиологии.- М: медицина, 1996 Гальперин С.И Анатомия физиологии человека. – М: Просвещение, 1969 Земков Е.А Формирование осанки. Физическая культура, воспитание образование, тренировка Коаев А.В Анатомия человека-том 1. Издательство «Медицина» Москва Петроверепский Брек Г.Г Позвоночник - путь к здоровью.ТОО Лейла. Санкт- Петербург. 1994