«Роль игры в развитии речи дошкольника» Автор: Бучнева Наталья Сергеевна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Эврика» Тамбов 201 1
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова. Тихеева Е. И. Тихеева Е. И.
Актуальность: Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием, встречая языковые трудности на пути к достижению цели, ребёнок обращается к слову как к особому объекту познания, начинает играть со словом, обследовать его. Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению словаря и речи ребёнка в целом.
Идея: Учитывая развивающую функцию словесных речевых игр обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка.
Гипотеза: Важную роль в обучении грамматически правильной речи играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. Воспитатель, организуя речевые игры как собственную активную деятельность ребёнка, подводит детей к выбору правильной формы слова во всём многообразии языка.
Цель: Р азвитие полноценной правильной речи детей, всесторонне развитой личности, владеющей всеми богатствами родного языка средствами игры.
Задачи: Обогащать речь дошкольника грамматическими средствами на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи. Помогать ребёнку избавляться от ошибок в речи на основе его поисковой активности в процессе словесной игры. Развивать у ребёнка лингвистическое отношение к слову, поисковую активность в сфере языка и речи на основе языковых игр. Содействовать грамматически правильной речи окружающих ребёнка взрослых.
Условия: Создание предметно – развивающей среды, способствующей речевой деятельности ребёнка Организация совместной работы с детьми: специальных занятий по формированию грамматического строя Организация работы с родителями
Диагностический май 2011г. Технологический октябрь 2010г. - апрель 2011г. Организационный сентябрь 2010г. Этапы реализации проекта
Накопление предметов, игрушек, альбомов, иллюстраций, картинок, игр, пособий по развитию речи детей, материала для деятельности детей; Изготовление пособий и игр грамматического содержания; Организация в группе разнообразных уголков (книги, театра, сказки) для развития самостоятельной художественно – речевой деятельности; Обеспечение детской художественной литературой (разнообразие типов и видов книг, книги – коллективки, книги – самоделки, хрестоматии); Организация уголков конструирования, изобразительного творчества, опыта. Входная диагностика. 1 этап. Организационный.
Формы работы с детьми по формированию грамматического строя речи. сюжетно – дидактические и словесно – дидактические игры; сюжетно – дидактические и словесно – дидактические игры; творческие (составление рассказов, загадок, сюжетов игр); творческие (составление рассказов, загадок, сюжетов игр); повседневное общение с воспитателем; повседневное общение с воспитателем; Включение в разнообразные виды деятельности словесных речевых игр Включение в разнообразные виды деятельности словесных речевых игр организация и проведение разнообразных игр (подвижные, «пальчиковые», дидактические, игры с камешками, бусами, мозаикой, сюжетно – ролевые, театрализованные); организация и проведение разнообразных игр (подвижные, «пальчиковые», дидактические, игры с камешками, бусами, мозаикой, сюжетно – ролевые, театрализованные); организация праздников «правильной речи», спектаклей литературных праздников, развлечений, вечеров досуга. организация праздников «правильной речи», спектаклей литературных праздников, развлечений, вечеров досуга. 2 этап. Технологический.
Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи. включение игр и упражнений в занятия по развитию речи в течение 5 – 10 минут использование в словесных играх, наряду с трудной речевой формой слова, более легких, уже твердо усвоенных детьми сопоставление начальной и косвенной формы слова употребление вначале сопряженной речи в освоении ребёнком трудных грамматических форм, а за ней – отраженной исправление, подсказка правильной формы слова раскрытие значения «маленьких слов» в словосочетаниях наглядное моделирование художественного текста в ходе игр – драматизаций (народных игр, разыгрывание загадок)
Игровые приёмы обучения грамматически правильной речи в старшем дошкольном возрасте: Ведущую роль играет образец речи педагога Вклю чение ситуации «письменной речи» (ребёнок диктует рассказ, взрослый его записывает) Игры и упражнения на распространение предложений, их составление, реконструирование (игры «дополни предложение», «размытое письмо», «живые слова») Игры и упражнения, включающие употребление трудных грамматических форм имен существительных, прилагательных, глаголов Игры и упражнения, использующие наречия и предлоги, степени сравнения прилагательных и наречий
Игровые приём при составлении предложений Составить предложение, употребляя разные грамматические конструкции а) по вопросам ; б) по демонстрации действий; в) по опорным словам. Закончить предложение, поставив пропущенное слово в нужной грамматической форме.
Формы работы с родителями Консультиров ание по вопросам формировани я грамматическ ого строя Выпуск папок – передвижек «В помощь родителям» Включение в тематику родительских собраний вопросов, касающихся данной проблемы Выставки игр и пособий по развитию речи детей Проведение совместных праздников по культуре речи
3 этап. Диагностический. Мониторинг ЗУН детей по определению уровня сформированности грамматического строя речи.
Вывод: Важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребёнка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей.
Опыт работы: Методическое объединение для педагогов МДОУ, показ практического занятия с детьми 5-6 лет по обучению грамоте «Веселое путешествие в Звукоград». Методическое объединение для педагогов МДОУ, показ практического занятия с детьми 5-6 лет по обучению грамоте «Веселое путешествие в Звукоград». Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Роль грамматических игр и упражнений в развитии речи детей» Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Роль грамматических игр и упражнений в развитии речи детей» Пединформация «Развитие фонематического слуха – основа речевого развития дошкольников» Пединформация «Развитие фонематического слуха – основа речевого развития дошкольников» Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей средствами игр драматизаций». Консультация для педагогов МДОУ на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей средствами игр драматизаций». Консультация для родителей «Роль семьи в развитии выразительности речи детей», «Речевая гимнастика с детьми». Консультация для родителей «Роль семьи в развитии выразительности речи детей», «Речевая гимнастика с детьми». Разработано календарно-тематическое планирование грамматических игр и упражнений для детей 3- 7 лет Разработано календарно-тематическое планирование грамматических игр и упражнений для детей 3- 7 лет Разработка методического пособия по речевому развитию дошкольников «Грамматические игры и упражнения для развития речи детей». Разработка методического пособия по речевому развитию дошкольников «Грамматические игры и упражнения для развития речи детей».
Перспективы работы: Обеспечить взаимодействие с родителями по повышению их компетентности в речевом развитии детей Использование в работе новых развивающих технологий, включающих в себя компьютерные развивающие и обучающие игры и программы Изучение и внедрение в практику работы с детьми курс детской риторики
Информационные ресурсы: Арушанова А.Г., Дурова Н.В. И др. «Развитие диалогического общения 3-7 лет». Арушанова А.Г., Дурова Н.В. И др. «Развитие диалогического общения 3-7 лет». Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Истоки диалога 5-7 лет». Арушанова А.Г., Дурова Н.В. и др. «Истоки диалога 5-7 лет». Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет». Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 6-7 лет».
Спасибо за внимание!