Реализация образовательной области «Социализация» в работе с детьми с ОВЗ Методические рекомендации к.п.н., доцент ФСО ПГСГА Ремезова Л.А.
" Какие проблемы нужно решать, чтобы обеспечить эффективность реализации образовательной области «Социализация» применительно к дошкольникам с ОВЗ?" Основной вопрос
Чем определяются основные вопросы для разрешения проблемы разработки содержания ОО применительно к детям с ОВЗ? Содержание образовательной области Разделы образовательной области Теоретические основы проблемы … Образовательные результаты Подразделы образовательной области Задачи по подразделам образовательной области Применительно к детям с ОВЗ все выделенные компоненты должны иметь коррекционную направленность
Какой должна быть модель ОО ? (теоретический анализ проблемы …). Какие разделы должны быть представлены в образовательной области? Как это согласуется с существующими примерными ОП? Могут ли быть отличия? В чем? Почему? 2.Как будут представлены разделы в ООС в зависимости от возрастных этапов. Есть (будут ли) отличия в их количестве, перечне? 3. Какие образовательные результаты должны быть получены по каждому разделу ОО? В чем их отличия (если они есть) от предлагаемых аналогов? (По каждому возрастному этапу в отдельности). 4. Какие задачи должны быть определены для достижения обозначенных результатов (в соответствии с первичным дефектом, вторичными нарушениями, возрастом детей).. Проблемно-ориентированный анализ Основные вопросы для разрешения
Цель социализации Средства социализации Содержание социализации коммуникативный познавательный поведенческий ценностный компонент компонент компонент компонент педагоги Сообщество взрослых Организация социальной жизни ребёнка во внешней среде Дошкольное образовательное учреждение Организация пространства личной жизни ребёнка родители Семья Сообщество взрослых 4321 ребёнок Сообщество детей и разновозрастное общение Системный подход к социализации ребенка дошкольного возраста
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми Процесс усвоения социальных ролей Становление самосознания ребенка Социальные отношения
решение вышеназванных основных задач психолого- педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков); выделение отдельной образовательной области «Социализация» условно, так как процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами; значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей. Специфика реализации данной области заключается в следующем:
Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. У подавляющего большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы. Влияние игры на развитие произвольного поведения определяется не возрастом ребенка, а уровнем развития самой сюжетно-ролевой игры. Низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры ведёт к недоразвитию внутренней мотивации ребёнка; его поведение остаётся зависимым от ситуативных факторов, что негативно отражается на развитии одного из главных новообразований дошкольного возраста - произвольности. Психолого-педагогические условия в современных детских образовательных учреждениях не способствуют формированию и развитию игровой деятельности детей и не адекватны её значению для детского развития. Особенности развития игровой деятельности современных дошкольников
Проблемно-ориентированный анализ Региональная модель реализации образовательной области «Социализация» Региональная модель реализации образовательной области «Социализация» (Омский ИРО)
Могут ли задачи психолого-педагогической работы, представленные в ОО без корректировок взяты за основу для работы с детьми с ОВЗ? Если нет, то почему? Какие трудности лежат в основе реализации планируемой задачи? Какие причины вызывают перечисленные трудности в реализации планируемой задачи (по каждой трудности в отдельности? Каким образом могут быть устранены выделенные причины (по каждой причине в отдельности)? Каков общий алгоритм действий по устранению каждой выделенной причины (имеется в виду все возрастные этапы)?. В чем проявляется специфика в реализации алгоритма действий по устранению каждой выделенной причины на разных возрастных этапах? Каковы принципы усложнения задач? Они общие для всех задач, или дифференцируются в зависимости от их направленности? Какой образовательный результат должен быть получен по каждой выделенной задаче? Есть ли в ОУ достаточные условия, чтобы обеспечить решение поставленных задач? Проблемно-ориентированный анализ Алгоритм определения задач коррекционного воздействия в работе с детьми с ОВЗ
Определение задач коррекционного воздействия в работе с детьми с ОВЗ на примере ООС ЗадачаТрудностиПричиныПути преодоле ния Особенност и решения на разных возрастных этапах Преодоление недостатков коммуника- тивного поведения 1) коммуникативной ак- тивности; 2) общения с разными адресатами общения; 3) несоответствие содержания общения возрасту 4) несформированность «схемы» беседы; 5) Несформированность (недостатки) неречевых средств; 6) Несформированность (недостатки) речевых средств;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!