Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты
Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения; улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух
Принципы работы: тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала; интеграция различных направлений воспитательной работы с разнообразными видами деятельности детей ( развитие речи, коммуникативные способности, различные игры); активное включение детей в повседневную деятельность; максимальное использование развивающего потенциала художественной литературы в создании речевой среды. Методы ознакомления с художественной литературой: чтение книги или передача текста наизусть; рассказывание - относительно свободная передача текста (дает большие возможности для привлечения внимания детей); инсценирование ( метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением); заучивание наизусть ( выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей).
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Круг чтения у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.
В средней группе детям необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки можно не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. Для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).
В старшей группе для детей необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи и познавательных способностей являются произведения устного народного творчества. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова. Отгадывание загадок учит детей видеть признаки предметов, данных в особой, предельно сжатой, образной форме. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре. Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ о предмете, почувствовать себя героем этой сказки. Народные песенки, частушки, пестушки, колыбельные, заклички дают представления о народных традициях и явлениях природы.
Художественная литература развивает и формирует: социальный опыт дошкольника; правильное отношение к природе; умение бережно обращаться с живыми существами; положительное отношение к труду; знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.
В процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой: дети учатся тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка; в речи активизируются имена прилагательные и глаголы; обогащается словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально- оценочной и сказочной лексики; улучшается звуковая культура речи; раскрываются творческие способности; формируется нравственность и культура поведения; формируются представления о жизни, труде, об отношении к природе; развивается социальный опыт и трудовая деятельность дошкольника. Художественная литература является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины, позволяет передавать опыт речевого поведения.