Преемственность ФГТ и ФГОС как основа непрерывности современного образования
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору
Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий
Предшкола Приказ Министерства образования и науки от г. В рамках реализации целевой программы развития образования на гг. «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста и разработка процедуры (алгоритма) их внедрения на основе изучения регионального опыта» создать классы предшкольной подготовки
Проблемы: Разный уровень готовности детей дошкольного возраста к учебной деятельности при поступлении в школу Сокращение сети ДОУ и невозможность принять всех детей (43% -вне охвата) Большое количество неорганизованных детей в силу различных проблем (особенно социально-экономических)
Решение: Обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу Создание групп кратковременного пребывания в ЦРР, ДОУ на базе добровольных родительских сообществ, библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и в школе Работа ОУ в разных временных режимах (неполный и полный день пребывания, ежедневные занятия или несколько дней в неделю)
Формы пребывания детей в ОУ Детский сад полного дня Группы кратковременного пребывания в ДОУ Группы для детей старшего д/в в школе Дошкольные группы на базе культурно- образовательных центров и центров доп. образования Дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ
Проблемы адаптации: Новый режим дня Привыкание к новому коллективу и обретение социального статуса в нем Взаимоотношения с педагогом (эмоц. принятие – непринятие) Непонимание роли учителя и учебной ситуации урока Неадекватное отношение к себе (завышенная или заниженная самооценка) Несформированность элементов учебной деятельности Нет учебной мотивации (ребенок не хочет учиться или не понимает с какой целью идет в школу) Неспособность к произвольной саморегуляции повед.
Универсальные компетентности: Начальная здоровьесберегающая компетентность (поддержание и укрепление здоровья) Начальная личностно-социальная компетентность (развитие самосознания, общение со сверстниками и взрослыми ) Начальная учебно-познавательная компетентность (готовность самостоятельно решать задачи, связанные с освоением содержания образования)
Типы детей (по М. Гриндеру) Левополушарный Видит символы Преуспевает в языках (филологии) Любит иллюстративную информацию Направлен внутрь себя Анализирует от части к целому Предпочитает чтение, а потом видео Реагирует на слово
Типы детей (по М. Гриндеру) Правополушарный Видит конкретные объекты Преуспевает в математике Любит схемы и графики Направлен вовне Анализирует от целого к части Предпочитает видео, а потом чтение Реагирует на жест
Начальные специальные компетентности Начальная речевая компетентность Начальная литературная компетентность Начальная математическая компетентность Начальная экологическая компетентность Начальная художественная компетентность
Программы «Введение в школьную жизнь» (Г.А. Цукерман) «Предшкольная пора» (Н.Ф.Виноградова) «Дошкольная группа» (О.П.Гаврилушкина) «Преемственность» (Н.А.Федосова) Любая комплексная программа, реализуемая в ДОУ и имеющая гриф «рекомендовано Министерством образования и науки»
Структура общего образования Первая ступень – предшкольное образование (5-6 лет) Вторая ступень – начальная школа (6-10 лет) Третья ступень – основная школа (10 – 15 лет) Четвертая ступень – профильная школа (15-17лет)
Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ:ориентация ценностно-смысловая;ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж-в социальных ролях и меж- личностных отношениях МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности и ее мотивом и ее мотивом Морально-этическаяориентация Регулятивные: организация деятельности Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ Лит ИЯ Мат Е/н Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Соц
Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования Система оценки: примеры инструментария. Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________
Гуманистические ценности как основа реализации ФГОС и ФГТ Основополагающая ценность гуманизма – это ценность человека
Ценность человека может проявляться в двух ипостасях: -как ценность другого человека, -как ценность своего собственного «Я». Развитие определяется показателями ценностного и антиценностного отношения личности.
Объекты отношенияВ чем выражается ценностное отношение личности (показатели личностного роста) В чем выражается антиценностное отношение личности (показатели личностного регреса) ОТНОШЕНИЕ К МИРУ СЕМЬЯ Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни ОТЕЧЕСТВО Гражданственность, патриотизм Обывательство и социальное иждивенчество ЗЕМЛЯ Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам Потребительское отношение к природе и ее богатствам
МИР Миротворчество и неприятие насилия, пацифизм Милитаризм ТРУД Трудолюбие, стремление к творчеству Лень КУЛЬТУРА ИнтеллигентностьБескультурье, хамство и вандализм ЗНАНИЕ ЛюбознательностьНевежество
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ Человек как таковой (такой же, как «Я» сам) Гуманность, милосердие Жестокость Человек как Другой (как «не Я») АльтруизмЭгоизм Человек как Иной (не такой, как «Я») ТолерантностьНационализм, расизм
ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ «Я» - телесное Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма «Я» - душевное Самопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности «Я» - духовное Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека Превращение личности в «социальную пешку»