Особенности планирования воспитательно- образовательной работы с учетом ФГТ
Перспективное планирование
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Основная цель планирования – обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы детского сада.
В новой форме планирования необходимо отразить основные положения ФГТ: - комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса; - интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей; - возможность решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, через организацию различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении системы методов обучения и учебных средств Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме, но с учетом вышеперечисленных положений ФГТ.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Т.о. это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
Во время составления перспективных планов стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. В этой связи стоит обратить внимание на комплексные и интегрированные методики, позволяющие рассмотреть объект познания с разных сторон.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе: -совместной деятельности ребенка со взрослым, -самостоятельной деятельности детей как в ходе НОД, так и при проведении режимных моментов.
Основываясь на комплексно- тематическом подходе к организации образовательного процесса, планирование на неделю начинается с определения ведущей темы и конкретизации её содержания с учётом возраста детей.
Возможные темообразующие факторы Первый фактор реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.) Второй фактор воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий фактор события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?). Четвертый фактор события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое- то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.)
Реализация программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а так же в самостоятельной деятельности детей. При планировании совместной деятельности взрослого и детей выделяются следующие блоки: - ежедневное планирование НОД, - перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах (утро, вечер, прогулка), - индивидуальная работа с детьми.
В плане НОД необходимо указать вид организованной деятельности (по реализуемым областям) и форму организуемого мероприятия (таблица 1), тему мероприятия. Таблица 1 Детская деят-тьФормы организации деят-ти ДвигательнаяЗанятие, подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования. Игровая Сюжетные игры, игры с правилами. ПродуктивнаяЗанятие, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Познавательно-речеваяЗанятие-викторина, наблюдения, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, дидактические игры. Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, рассказ, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами). Чтение, обсуждение, разучивание
Перспективное планирование совместной деятельности в режимных моментах осуществляется по двум направления: совместная деятельность, организуемая в помещении в течение дня, совместная деятельность на прогулке. В данной части следует планировать работу по реализации образовательных областей в соответствии с задачами развития и темой на неделю, это позволит воспитателю более гибко с учётом возрастных особенностей и желаний детей подойти к интеграции содержания, форм и методов. Возможные формы и приёмы реализации образовательных областей представлены в таблице 2.
Организация совместной деятельности в группе. Образовательная областьФормы реализация содержания образовательных областей в режимных моментах Физическая культура подражательные движения, подвижные игры, упражнения, элементы спортивных игр (малой и средней подвижности). Здоровье объяснение, показ, личный пример, дидактические игры, чтение художественных произведений Безопасность игры, проблемные ситуации, объяснение, ситуативное напоминание, обучение. Познание дидактические игры, настольно-печатные игры, опыты, эксперименты, проектная деятельность. Коммуникация беседы, рассказы, работа с иллюстрациями, книгами, ситуативный разговор, игры с правилами, сюжетные игры. Художественное творчество рассматривание, обыгрывание незавершённого рисунка, работа в мастерских Социализация этические беседы, общение, викторины, игры (театрализованные, драматизации, сюжетно-ролевые) Труд совместные действия, самообслуживание, поручения, реализация проекта. Чтение худож. лит-ры чтение произведения, вопросы к детям, литературные викторины, инсценировки, игры-драматизации Музыка хороводные, музыкальные игры, подпевание знако- мых песенок, подпевок, развлечения, концерты и т.д
При планировании прогулки надо учитывать структур-е компоненты данного режимного момента: организация наблюдений, игровой деят-ти, подвиж-х и спорт-х игр и упражнений, труд.
Организация прогулки Структурные компонентыСодержание Познавательная деятельность Наблюдения, целевые прогулки (экскурсии, походы), опыты, экспериментирование с природными объектами, проектная деятельность, индивидуальная работа (конкретно с кем и что делают). Самостоятельная деятельность детей. Продуктивная деятельность Рисование (на земле, песке, листьями…), конструирование, моделирование из природного и бросового материала, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей. Игровая деятельность Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дидактические игры, игры-забавы, ритмические игры под слово, музыкально-дидактические, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей. Двигательная деятельность Подвижные игры и упражнения, спортивные игры и упражнения, эстафеты, соревнования, хороводные игры, танцевальные миниатюры, индивидуальная работа. Самостоятельная деятельность детей. Коммуникативная деятельность Беседы, рассказы, инсценировки, ситуативные разговоры, чтение литературных произведений малых форм, речевая ситуация, составление отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, индивидуальная работа. Трудовая деятельность Труд в природе по поддержанию порядка на участке и по уходу за растениями и выносным игровым материалом, индивидуальная работа.
При осуществлении работы по реализации образовательных областей появляется необходимость корректировки образовательной деятельности детей. Планирование работы по данному направлению осуществляется в разделе индивидуальная работа. В случае если при освоении темы или определённого навыка у ребёнка возникают затруднения воспитатель планирует дополнительную работу указывает имя ребёнка и кратко над чем нужно с ним работать.
Самостоятельная деятельность детей в пед-ом процессе явл. важной составляющей – это возможность к более глубокому познанию мира. Трудность закл-ся в том, что воспитатель не может спланировать данную деятельность детей, но может создать условия для её возникновения. Формы взаимодействия с семьей (преимущественно совместное творчество детей, родителей и педагогов: -семейные клубы по интересам; -студийные занятия родителей и детей; -семейные встречи; -«гостиные»; -спортивные праздники
Спасибо за внимание