Федеральное дорожное агентство Семинар для главных бухгалтеров и начальников планово-экономических отделов подведомственных Федеральному дорожному агентству казенных учреждений и органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации «Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета в ходе реализации Подпрограммы «Автомобильные дороги» Долгалева Анастасия Викторовна начальник Финансового управления Федерального дорожного агентства
Предпосылки необходимости совершенствования механизмов оказания государственных (муниципальных услуг) и повышения эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений Содержание сети государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг; Отсутствие стимулов и мотивации у государственных (муниципальных) учреждений к повышению результативности и эффективности деятельности (в т.ч. вследствие сметного финансирования); Высокая степень закрытости управления учреждения. Отсутствие прозрачности в работе государственных (муниципальных) учреждений; Расширение объема «теневых» платных услуг для граждан в связи с непрозрачностью стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг и неопределенностью объема государственных гарантий; Неудовлетворенность потребителей качеством государственных (муниципальных) услуг в образовании, здравоохранении и других отраслях социальной сферы. 1
Цели введения в действие Закона 83-ФЗ: повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг; создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию бюджетных средств и государственного (муниципального) имущества; повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений; установление новых норм, направленных на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений: 1) вместо существующей информации об исполнении сметы, предметом отчетности бюджетного учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества; 2) закон вводит новые нормы контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством контроля за финансовым состоянием (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в том числе в части выполнении государственного задания, о результатах проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятий). 2
Какие основные НПА приняты в развитии административной и бюджетной реформ? Распоряжение Правительства РФ от N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» Приказ Минэкономразвития РФ от N 670 "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" Распоряжение Правительства РФ от N 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» Распоряжение Правительства РФ от N 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет« Постановление Правительства РФ от N 370 "Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году" Приказ Росавтодора от N 107 "Об утверждении Плана мероприятий Федерального дорожного агентства на 2011 год по реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации" Приказ Минфина РФ N 182н, Минэкономразвития РФ N 674 от "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов" 3
Повышение эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг (одна из основных целей ППЭБР): повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально-значимых сферах; создание условий для оптимизации бюджетной сети; привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений; развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников; внедрение в деятельность государственных и муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений. Для достижения указанной цели ППЭБР необходимо решить 2 взаимосвязанные задачи: 1) совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений; 2) внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг. 4
Инструменты, методы и механизмы Федерального закона 83-ФЗ Повышение качества государственных (муниципальных) услуг: перечень государственных услуг (например, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными государственными учреждениями в сфере дорожного хозяйства в качестве основных видов деятельности); административные регламенты ФАД исполнения государственных функций (АРФ) (например, АРФ ФДА по исполнению государственной функции по введению периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом Минтранса РФ от г. 106); административные регламенты по предоставлению государственных услуг (АРУ) (например, АРУ ФДА по предоставлению государственной услуги по расчету платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, утв. Приказом Минтранса РФ от г. 107); 5
Инструменты и механизмы Федерального закона 83-ФЗ Повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений: изменение типа учреждений в зависимости от результата деятельности, потенциала; минимизация организационных мероприятий при создании КУ; планирование финансово-хозяйственной деятельности (например, Приказ Минтранса РФ от N 186 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово- хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации«); отмена субсидиарной ответственности / расширение объема прав (для БУ, АУ); выделение имущества на праве оперативного управления в особо ценное движимое имущество (для БУ, АУ); возможность распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности (особенности БУ, АУ и КУ с г.); возможность использования остатков средств, неиспользованных в финансовом году (для БУ, АУ, КУ); мотивация руководства/ответственность руководства по закону; прозрачность и открытость деятельности учреждений. Отчетность. Информационная политика 6
Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального дорожного агентства ФГУ в сфере дорожного хозяйства в качестве основных видов деятельности ) 7 Согласование решений органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления (ОМСУ) о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки. Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, участкам таких дорог или по территории двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении. Предоставление гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса
Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального дорожного агентства ФГУ в сфере дорожного хозяйства в качестве основных видов деятельности 8 Обеспечение выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, а также обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по указанным автомобильным дорогам. Расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Согласование строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыкания объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. Согласование строительства и реконструкции в границах придорожных полос объектов капитального строительства, дорожного сервиса, установки рекламных конструкций, информационных щитов и указателей. Организация оказания санаторно-оздоровительных услуг и отдыха работников дорожного хозяйства с учетом специфики их деятельности Проведение профессионального отбора работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, а также проведение специальной профессиональной подготовки водителей транспортных средств, качество подготовки которых в наибольшей степени влияет на безопасную перевозку пассажиров и грузов и способствует снижению риска и последствий дорожно-транспортных происшествий: водителей, перевозящих пассажиров, и водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.
9 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья 6. Понятия и термины, применяемые в БК РФ денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения; кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета; единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета;
10 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья 6. Понятия и термины, применяемые в БК РФ государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества; бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения; администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
22 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: 11 Статья 6. Понятия и термины, применяемые в БК РФ получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично- правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ; казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
12 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов Согласно обновленному Бюджетному кодексу принцип учета доходов казенных учреждений в составе неналоговых доходов бюджетов по сравнению с принципом, действующим для доходов бюджетного учреждения, изменился. К неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся доходы казенных учреждений (ст. 41 БК РФ в редакции Федерального закона N 83-ФЗ): от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности; от оказываемых ими платных услуг. Это положение в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяется с 1 января 2012 г.
13 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных… - по нормативу 100 процентов; доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных… - по нормативу 100 процентов;
14 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам; осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности; закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд; оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; и др.
15 Бюджетный кодекс РФ дает понятие и раскрывает взаимоотношения бюджетных учреждений: Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений 1. Казенное учреждение (КУ) находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия ГРБС; Взаимодействие КУ при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств (ПБС) с ГРБС, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ. 2. Финансовое обеспечение деятельности КУ осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. 3. КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. 4. КУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ. 5. Заключение и оплата КУ государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ в пределах доведенных КУ лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), и с учетом принятых и неисполненных обязательств. 6. В случае уменьшения КУ как ПБС ГРБС ранее доведенных ЛБО, приводящего к невозможности исполнения КУ бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных контрактов, иных договоров, КУ должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. 8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. 9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ. 10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
При создании казенных учреждений в силу закона: не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения имущество не перезакрепляется (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения) Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать. Не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав ст ФЗ 16 Минимизация организационных мероприятий при создании казенных учреждений в силу закона
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая ) 2. Бюджетный кодекс РФ 3. Налоговый кодекс (часть вторая) 4. Трудовой кодекс РФ 5. Закон «О некоммерческих организациях» 6. Закон "О бухгалтерском учете» 7. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Утверждено Министерством финансов СССР N 105 ) 8. Приказ Минфина РФ от N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета» 9. Приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» 10. Приказ Минфина РФ от N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" 11. Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета»Приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. 173н 12. Федеральный закон от ФЗ. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 13. Федеральный закон от ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 14. Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Распоряжение Правительства РФ от р. Нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета в государственных учреждениях 17
Постановление Правительства РФ от «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Приказ Минфина РФ от н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества» Приказ Минфина РФ от N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Приказ Минэкономразвития РФ от N 307 (ред. от ) «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества» Приказ Минфина РФ от N 88н (ред. от ) «О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». Приказ Минфина РФ от N 112н (ред. от ) «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» Письмо Минфина РФ от N /1546 «Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа» Совместное письмо Минфина РФ N /911 и Казначейства РФ N / от «О внесении изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений». Письмо Минфина РФ от N /2736 «О порядке финансового обеспечения оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг» Нормативно-правовая база регулирования бухгалтерского учета в государственных учреждениях 18
Согласно положениям статьи 33 Закона N 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, в течение которого предусмотрены особенности осуществления финансового обеспечения ФКУ, в уставах ФГУ (в правовом акте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждающем устав, внесение в него изменений), целесообразно отражать соответствующие особенности переходного периода с учетом сроков их действия.статьи 33 ФКУ вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) ГРБС, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества. ФКУ осуществляет операции с бюджетными средствами в установленном Минфином РФ порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган Федерального казначейства в соответствии с Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 88н "О Порядке осуществления федеральными казенными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности".Приказ Совместное письмо Минфина РФ N /911 и Казначейства РФ N / от «О внесении изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений». 19
Исходя из положения Приказа N 88н, до 1 января 2012 года при создании ФКУ (ФБУ, являющегося ПБС), а также при изменении его наименования или изменении его юридического адреса, в случае отсутствия генерального разрешения ГРБС на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями, оформленного в соответствии с Порядком, установленным Приказом N 88н, ГРБС, в ведении которого находится указанное федеральное учреждение, вправе оформить разрешение на осуществление приносящей доход деятельности.ПриказаПорядком Указанное разрешение оформляется по форме, установленной Порядком, утвержденным Приказом N 88н, на основании генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства ГРБС и подведомственным ему учреждениям, оформленного в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности". ПорядкомПриказом Совместное письмо Минфина РФ N /911 и Казначейства РФ N / от «О внесении изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений». 20
Согласно статьям 298 ГК РФ и 161 БК РФ КУ может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.статьям Решение об оказании услуг (выполнении работ) ФКУ на платной основе принимает ГРБС, путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в том числе платной), которые ФКУ вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (пункт 33 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации ФГУ, а также утверждения уставов ФГУ и внесения в них изменений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от N 539). В случае принятия решения о возможности оказания услуг (выполнения работ) КУ на платной основе ГРБС необходимо утвердить им соответствующие лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) в качестве источника финансового обеспечения осуществления указанной деятельности. При этом ГРБС, в ведении которых находятся КУ, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов расходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой этими учреждениями. Учитывая, что доходы от осуществления приносящей доход деятельности ФКУ подлежат зачислению в федеральный бюджет с 1 января 2012 года, по мнению Минфина РФ, на основании статьи 35 БК РФ, ГРБС при формировании бюджетных ассигнований на 2012 год вправе рассчитывать их с учетом вышеуказанных положений статьи 30 Федерального закона.статьи 35статьи 30 Письмо Минфина РФ от N /2736 «О порядке финансового обеспечения оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг» 21
Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст НК РФ). Государственная пошлина 22
Отчет составляется учреждением в валюте РФ (в части показателей в денежном выражении) по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. В разделе 1 "Общие сведения об учреждении" указываются: исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с его учредительными документами; перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату в случаях, предусмотренных нормативными правовыми (правовыми) актами с указанием потребителей указанных услуг (работ); перечень документов (с указанием номеров, даты выдачи и срока действия), на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о государственной регистрации учреждения, лицензии и другие разрешительные документы); количество штатных единиц учреждения (указываются данные о количественном составе и квалификации сотрудников учреждения, на начало и на конец отчетного года. В случае изменения количества штатных единиц учреждения указываются причины, приведшие к их изменению на конец отчетного периода); средняя заработная плата сотрудников учреждения. Раздел 1 "Общие сведения об учреждении" по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, может включать также иные сведения. Приказ Минфина РФ от N 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества»" 23
В разделе 2 "Результат деятельности учреждения" указываются: изменение (увеличение, уменьшение) балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах); общая сумма выставленных требований в возмещение ущерба по недостачам и хищениям материальных ценностей, денежных средств, а также от порчи материальных ценностей; изменения (увеличение, уменьшение) дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных Планом финансово- хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План) относительно предыдущего отчетного года (в процентах) с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию; суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг (выполнения работ); цены (тарифы) на платные услуги (работы), оказываемые потребителям (в динамике в течение отчетного периода); общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами (работами) учреждения (в том числе платными для потребителей); количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры. Казенное учреждение дополнительно указывает показатели кассового исполнения бюджетной сметы учреждения и показатели доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Приказ вступает в силу с 1 января 2012 года. Приказ Минфина РФ от N 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества»" 24
В разделе 3 "Об использовании имущества, закрепленного за учреждением" учреждениями указываются на начало и конец отчетного года: общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду; общая балансовая (остаточная) стоимость недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование; общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду; общая балансовая (остаточная) стоимость движимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование; общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в аренду; общая площадь объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, и переданного в безвозмездное пользование; количество объектов недвижимого имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления; объем средств, полученных в отчетном году от распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления.порядке Приказ Минфина РФ от N 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества»" 25
Учреждение предоставляет Отчет, утвержденный и согласованный в соответствии с пунктом 10 Общих требований, для его размещения на официальном сайте в сети Интернет федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с пунктом 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны.пунктом 10статьи 32законодательства 12. По решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, Отчет может быть дополнительно размещен в сети Интернет на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, сайте учреждения, либо ином сайте, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. законодательства Приказ Минфина РФ от N 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества»" 26
БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Критерии сравнения Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Субсидиарная ответственность государства Нет Есть Ответственность учреждения по своим обязательствам Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества. Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником; В пределах доведенных ЛБО Распоряжение имуществом Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества. Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником; Не вправе распоряжаться любым имуществом 27
БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Критерии сравнения Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Право на совершение крупных сделок С предварительного согласия учредителя С предварительного согласия наблюдательного совета Отсутствует Особо ценное движимое имущество Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя Не выделяется Органы управления Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.). Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления. Наблюдательный совет Руководитель Иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.) Руководитель. Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления. 28
БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Критерии сравнения Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Создание учреждения 1. Новые федеральные БУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается установить возможность создания БУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам 1. Новые федеральные АУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам 1. Новые федеральные КУ создаются по решению Правительства РФ. 2. Массовый перевод части БУ в КУ в силу закона с 1 января 2011 года. Реорганизация и ликвидация (банкротство запрещено) Предлагается упростить процедуру, передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам. По решению учредителя, - в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ. В отношении федеральных КУ – по решению профильного министерства. 29
БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Критерии сравнения Бюджетное учреждение Автономное учреждение Казенное учреждение Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ Только в случаях, прямо установленных законом (к примеру, Федеральным законом от 2 августа 2009 года 217-ФЗ) ЕстьНет Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение На основе бюджетной сметы. Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет. Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание План ФХД (финансово- хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание План ФХД (финансово- хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание Смета, Для отдельных учреждений - государственное (муниципальное) задание 30
БЮДЖЕТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ И КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Критерии сравненияБюджетное учреждениеАвтономное учреждениеКазенное учреждение Открытие счетовВ органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе) В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА Распространение действия 94-ФЗ РаспространяетсяНе распространяетсяРаспространяется в полном объеме Заключение контрактов и иных гражданско- правовых договоров Заключает от своего имени (за исключением случаев установленных НПА, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты) Заключает от своего имениЗаключает от имени публично- правового образования Привлечение заемных средств Могут (с ограничением на крупные сделки)МогутНе могут УчетБухгалтерский учет на основе Единого плана счетов ( Приказ 157н) в соответствии с Инструкцией 174н Бухгалтерский учет на основе Единого плана счетов (Приказ 157н) в соответствии с Инструкцией 183н Бюджетный учет Финансовый контроль и контроль учредителя В основном – последующий (контроль выполнения госзадания) Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным.инвестициям) Последующий (контроль выполнения госзадания) Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль ОтчетностьБухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества бюджетная отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества 31