МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Модель – любой образ, аналог какого-либо объекта, процесса или явления. Виды моделей Виды моделей Натуральные (материальные) Информационные
Информационная модель – набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах (описание объекта или процесса моделирования). Формы информационных моделей: вербальная; вербальная; математическая; математическая; табличная; табличная; графическая. графическая.
Этапы моделирования: I. Предметная постановка задачи (например: биологическая); II. Математическая постановка задачи (вывод формул); III. Определение констант уравнения (задание начальных условий); IV. Решение задачи (уравнения); V. Анализ полученных решений.
Примеры моделирования Пример 1. Тема : «Работа сердца» - моделирование процессов влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc ПРИЛОЖЕНИЕ 1.docПРИЛОЖЕНИЕ 1.docПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc
Пример 2. Создание структурная модель типов и видов изменчивости средствами текстового редактора Word. Изменчивость Наследственная Ненаследственная (модификационная) Цитоплазматическая Генотипическая Мутационная Комбинативная Геномные Хромосомные Генные Независимое расхождение хромосом Случайная встреча гамет Рекомбина ция генов
Пример 3. Моделирование как метод изучения биологии, на примере расчета численности особей в популяции Модель Мальтуса Модель Мальтуса Где:Δt - время (в месяцах) U - численность особей в популяции (шт.) U 0 - первоначальная численность особей в популяции (шт.) α -коэффициент рождаемости β -коэффициент смертности ε -разность коэффициентов рождаемости и смертности
Пример 4. Задача: в результате самоизреживания елей в густых посадках число деревьев на 1 га составляло: в 20-летних насаждениях – 6720, в 40-летних – 2380, в 60-летних – 1170, в 80-летних – 755, в столетних – 555, а в 120-летних – 465. Начертить график уменьшения стволов елей в лесу, при увеличении возраста. Решение:
Пример 5. Задача: в одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Задача: в одном из опытов мелкие насекомые-паразиты искали и заражали своими яйцами куколки-пупарии комнатной мухи. В разных вариантах опыта 40 паразитам предлагали разное число куколок: 25, 50, 100, 200 и 300. Число зараженных куколок оказалось соответственно 18, 32, 48, 54, 62. Начертить график зависимости числа зараженных пупариев, приходящихся на одного паразита, при увеличении численности жертв. Решение:
Программирование Задача по теме: Линейная структура. Чтобы прокормить мальчика в течение года необходимо некоторое количество телят, для телят нужно люцерны определенной массы. В этой массе содержится 14,9 млн. калорий, в телятах – 1,19 млн. калорий, а в мальчике остается из этого количества 8300 (т.к. мальчик ест мясо, но не кости, шкуру или шерсть, которые также содержат связанную энергию). Рассчитать КПД при передаче энергии в каждом звене пищевой цепи. Чтобы прокормить мальчика в течение года необходимо некоторое количество телят, для телят нужно люцерны определенной массы. В этой массе содержится 14,9 млн. калорий, в телятах – 1,19 млн. калорий, а в мальчике остается из этого количества 8300 (т.к. мальчик ест мясо, но не кости, шкуру или шерсть, которые также содержат связанную энергию). Рассчитать КПД при передаче энергии в каждом звене пищевой цепи. Ri Люцерна CLS E1 = 14.9 * 10 ^ 6 'энергия люцерны E2 = 1.19 * 10 ^ 6 'энергия телят E3 = 8300 'энергия мальчика KPD1 = (E2 * 100) / E1 'КПД люцерны KPD2 = (E3 * 100) / E2 'КПД телят PRINT "КПД передачи энергии люцерны телятам равен: "; KPD1; "%" PRINT "КПД передачи энергии телят мальчику равен: "; KPD2; "%" END