Кодирование информации Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5 класс
Когда речь заходит о кодировании, то в первую очередь оно ассоциируется с работой разведчиков и шпионов, чья деятельность связана с сокрытием информации. Но гораздо чаще кодирование используется для передачи, обработки и хранения информации. Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов. Где и с какой целью используется кодирование информации? ?
Сигналы, используемые для передачи информации: световые; звуковые; тепловые; электрические; в виде жеста; в виде движения; в виде слова и т. д. Для того чтобы передача информации была успешной, приёмник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, т.е. требуется разработка кода.
Что такое код? Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Декодирование – это восстановление первоначальной формы представления информации.
Разнообразие используемых нами кодов Коды школьных оценок: «5» - отлично «4» - хорошо «3» - удовлетворительно «2» - плохо
Нотные знаки кодируют музыкальные произведения: Правила дорожного движения кодируются специальными знаками: Свой код из шести цифр (индекс) имеет каждый населенный пункт: Разнообразие используемых нами кодов
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для незрячих людей. Азбука Брайля
Информация в компьютере В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде – в виде последовательностей из нулей и единиц. Например: «S» «7»
Способы кодирования Одна и та же информация может быть представлена разными кодами. Существуют три основных способа кодирования информации: Графический – с помощью рисунков и значков; Числовой – с помощью чисел; Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Числовое кодирование В алфавите любого разговорного языка буквы следуют друг за другом в определенном порядке. Это дает возможность присвоить каждой букве алфавита ее порядковый номер. Например, числовое сообщение соответствует слову АЛФАВИТ. Используя данное правило, декодируйте текст: Проверьте себя
Символьное кодирование Смысл этого способа заключается в том, что символы алфавита (буквы) заменяются символами (буквами) того же алфавита по определенному правилу. Например, а б, б в, в г и т.д. Тогда слово АЛФАВИТ будет закодировано последовательностью БМХБГЙУ. Используя данное правило, декодируйте сообщение: ТМПГП – ТЁСЁВСП, НПМШБОЙЁ – ИПМПУП. Проверьте себя
Графическое кодирование Это кодирование информации при помощи разнообразных рисунков или значков:
Сигнальные флаги ВМФ России (флажковая азбука) – яркий пример графического кодирования Специальные сигнальные флаги появились в России ещё в 1696 г. В СССР существовали 32 буквенных, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов. Эта же система с незначительными изменениями используется в ВМФ России.
Используя кодовую таблицу флажковой азбуки, декодируйте сообщение: Проверьте себя
Шифр Цезаря Поиски надёжных способов секретной передачи и хранения информации своими корнями уходят далеко в прошлое. Шифры использовались в военных целях - для передачи секретных сообщений, для хранения тайного знания и в сотнях других случаев. Император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь использовал для тайной переписки свой шифр. В шифре Цезаря каждая буква исходного сообщения сдвигалась в алфавите на три позиции. В этом случае сообщение «Возвращайтесь в Рим» запишется так: «Ескеугъгмхифя е улп». Гай Юлий Цезарь
Декодируйте пословицу, если для кодирования использовался шифр Цезаря: Жиогрс ргфтищ – фжигорс ргфпищ. Проверьте себя К какому способу кодирования относится шифр Цезаря?
Домашнее задание: Учебник: § , вопросы (с.28) Рабочая тетрадь: упр (с ) Выход
Ответ: Лиха беда начало
Ответ: ТМПГП – ТЁСЁВСП, НПМШБОЙЁ – ИПМПУП. СЛОВО – СЕРЕБРО, МОЛЧАНИЕ – ЗОЛОТО.
Ответ: слово не воробей вылетит не поймаешь
Ответ: Жиогрс ргфтищ – Делано наспех - фжигорс ргфпищ. сделано насмех.
При разработке ресурса использовались следующие источники информации: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике.– М. БИНОМ Лаборатория знаний, Гурин Ю. Детская академия Шерлока Холмса. - СПб. Издательский дом «Нева», ВикипедиЯ Свободная энциклопедия: