Итоги работы за январь - февраль 2012 г.
1. Следует выделять 3 типа предприятий : ориентированные на государственный ( муниципальный ) заказ ; работающие в рыночных условиях ; занимающие нишу производственную, но обслуживающие всех остальных. 2. Большое количество предприятий работают в зависимости от ситуации, ориентированы на конкурсы разных уровней ; они зависят от программ администраций соответствующих уровней. Предприятия должны иметь информацию о том, какие программы будут приниматься властями всех уровней. Это создаст для них ориентиры для развития. Предприятиям важен даже не столько заказ, сколько знание направлений. Нужен контакт властей области и города по этим вопросам. Госзаказ по цене не учитывает необходимости развития : стоимости новых технологий, перспективных разработок. Некоторые предприятия начали за свои деньги развиваться, чтобы покрыть потребности этих программ. Эти предприятия в дальнейшем нашли себе применение на рынке.
3. Нужны предприятия – « паровозики », которые формулируют задачи для инноваторов. Или власть должна задать направления для инноваторов. 4. Проблема стимулирования инноваций : если можно найти деньги для существования, то развития не будет, инновационного – тем более. Если можно жить иначе, без инноваций, то инноваций не будет. Деньги мы ищем под то, что есть, а не под то, что могло бы быть создано. Инновации должны исходить из проблем предприятий. Дилемма : или мы находим деньги и живем « спокойно », или входим в ВТО и ЕврАзЭс с помощью инноваций – третьего пути нет. 5. Дилемма : развитие существующих или создание новых предприятий. Оба эти решения завязаны на предложения по земле и инфраструктуре, это решение вмешивается и в экологию. Предложения зависят от политики властей региона и города. 6. Необходим прогноз демографической ситуации. Работать некому.
7. У нас нет времени догонять. Если мы ориентированы на развитие, мы должны использовать супер - новое : или покупать, или создавать. Машиностроение не может работать без инноваций. Китай уже способен произвести оборудование любого уровня качества за соответствующую цену. Только инновации обеспечивают конкурентоспособность. В поддерживающих отраслях еще можно пока обойтись без инноваций. О покупке технологий : это можно делать только в случае эксклюзивных продаж одному покупателю. В противном случае покупные технологии не обеспечивают конкурентоспособности, а их покупка формирует бросовые издержки.
8. Может ли малый бизнес создавать инновации ? - Да, может. Если есть творческие люди, способные придумать новые решения и предприниматели, способные их продавать. Но надо помнить, что мы вошли в насыщенный рынок. Изменились все правила игры, нельзя повторить то, что было 10 лет назад. Во всем мире инновации, в основном, создаются малыми фирмами, выделенными на аутсорсинг крупными компаниями, где работают наиболее квалифицированные специалисты и известны актуальные проблемы, требующие новых решений. Может ли малый бизнес тиражировать инновации ? - Нет, не может. Те, кто призван защищать авторские права, воруют идеи и разработки, оформляя их на себя, управы на них нет. Это самая большая опасность. Кроме того, продажа инновационных решений невыгодна.
9. Как финансировать инновации ? Надо, чтобы инновационные решения давали норму прибыли, позволяющую их окупить. Это общее решение. Но в России оно почти невыполнимо, так как норма прибыли недостаточна. Надеяться на госзаказ можно только в отдельных случаях. Заказы оборонного характера даются под минимальные цены – и так во всем мире. Но сегодня в России деньги выделяются оборонным предприятиям под разработку продукции двойного назначения. Надо выполнить проект и защитить его – и тогда финансирование инновационной разработки дается в достаточном размере.
Разработан комплексный оргпроект дальнейшей работы группы с учетом результатов заседания ; Выполнен анализ прогнозируемых трендов развития бизнеса в XXI веке и даны ответы на некоторые вопросы, поставленные на заседании , в частности, об окупаемости инновационного бизнеса. Выявлены новые тренды, до сих пор не обсуждавшиеся в теории и практике ; Разработаны вопросы активизации проектной инициативы, в том числе, необходимые изменения в системе государственной поддержки инноваций.