Современный урок – какой он?
«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать. и я научусь»
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений, навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: При обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку: Учет особенностей учащихся класса: отношение учащихся к предмету; темп работы класса; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся уровень класса; Учет индивидуальных особенностей: – тип нервной системы; – коммуникативность; – эмоциональность; – управление восприятием нового материала учащихся; – умение преодолеть плохое настроение; – уверенность в своих знаниях, умениях; – умение импровизировать; – умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе и ТСО и ЭВТ.
Способствует успеху урока: хорошее знание материала; бодрое самочувствие; продуманный план урока; чувство «физической» раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняет проведение урока: неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; рыхлая композиция урока; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: Общие: Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно- популярные, методические. Познакомиться с их содержанием. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. Конкретизировать задачи урока, выделить следующую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам. Отобрать содержание урока, в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные: Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным! Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА Тема урока: дидактическая цель и задача урока; тип, структура урока; общие методы, приемы работы учеников; средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
Повторение опорных знаний: определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний: новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.
Формирование умений и навыков: конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание: что повторить и подготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и время выполнения домашнего задания.
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком: мысленное воспроизведение основных этапов урока; воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА Какими требованиями руководствовался? Как учтена взаимосвязь уроков в теме? Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых? Как определил триединую задачу урока? Как спланирована деятельность учащихся? Правильно ли подобран учебный материал к уроку? Оправдали ли себя приемы и методы учителя, если нет, то почему? Оправдали ли себя используемые наглядные пособия и ТСО, если нет, то почему? Что способствовало развитию познавательных способностей учащихся? Какова педагогическая ценность самостоятельной работы учащихся? Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры поведения? Как был предвиден и оправдан ход урока? Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учащихся? Как они были преодолены? Причины затруднений и пути их устранения. Достигнуты ли цель и задачи урока, по каким критерия это определено, если нет, то почему? Оценка результативности урока. Самооценка урока учителем. Пути совершенствования урока.
Подготовка к уроку – шаг к успеху I ЭТАП – ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1)Продолжительность – 15 минут. 2)Предоставление этапа учебного характера: проверка не только результата, но и технологии выполнения; 3)Актуализация материала, необходимого для следующей темы; 4)Обеспечение тематичности проверки; 5)Охват проверкой всех учеников; 6)Комбинированный характер проверки; 7)Максимально возможное получение количества сигналов обратной информации; 8)Преобразование ошибок в способ получения правильной информации; II этап – актуализация знаний 1)Продолжительность – 2-3 минуты; 2)Возобновление материала, изученного в предыдущих классах и по другим предметам, необходимого для данной темы; 3)Максимально возможное количество сигналов обратной связи; 4)Мотивация сигналов обратной информации; III этап - подача нового материала 1)Продолжительность – минут; 2)Расчленение темы на логически завершённые части – постановка логических задач для учеников класса, обязательное привлечение к их решению всех детей; 3)Наличие логических задач, представленных по характеру их трудности(наводящие, побудительные, проблемные); 4)Получение максимально возможного количества сигналов обратной информации; 5)Преобразование учеников из объекта в субъект познавательного процесса; 6)Мотивация обратной информации; 7)Применение дифференцированных видов работ. IV этап – домашнее задание 1)Неодинаковое для всех; 2)Обязательное получение обратной информации при условии её осознания; 3)Произвольный выбор времени задания.
Литература: «Обучающие семинары». – издательство «Учитель» Химия. Всё для учителя. – Научно-методический журнал 7, 2011 год Интернет-ресурсы: hhttp://nsportal.ru/ hhttp://nsportal.ru/