Расчет нормативов оснащенности учебных центров и технических школ тренажерами Семинар-совещание начальников технических школ и учебных центров мая 2010 г мая 2010 г.
2 Актуальные задачи: - внедрение новых подходов к под- готовке и повышению квалификации кадров; - сокращение времени адаптации выпускников учебных центров к практической деятельности; - сокращение ошибок персонала.
3 Актуальные задачи: Железные дороги оснащаются новыми видами локомотивов и моторвагонного подвижного состава, что требует постоянной корректировки процесса подготовки локомотивных бригад
4 Цели оснащения учебных центров тренажерными комплексами Оптимальным решением актуальных задач является оснащение тренажерными комплексами машинистов локомотивов, ССПС, МВПС, ЖДСМ и операторов дефектоскопных тележек.
Цели оснащения учебных центров тренажерными комплексами тренажёров В учебных центрах и технических школах функционируют 216 тренажёров для подготовки рабочих кадров локомотивного и путевого хозяйств, в том числе: тренажерных комплексов по обучению машинистов локомотивов; - 41 электронный тренажер для подготовки машинистов ЖДСМ.
Эффективность использования тренажеров 6 От имеющегося количества тренажеров не получен ожидаемый эффект в виду малочисленности тренажерных комплексов, адаптированных к текущим требованиям в подготовке персонала; малое количество учебных часов, проводимых за тренажерами; отсутствие квалифицированного персонала, владеющего приемами управления локомотивами и ССПС.
Расчет нормативов оснащенности учебных центров тренажерными комплексами 7 где: - S – количество человек, одновременно обучающихся по видам тяги, типам подвижного состава, чел.; - N – норма часов отработанных на тренажере одним обучающимся, час/чел.; - Н – продолжительность теоретического обучения по данной профессии, нед.; - Т – количество часов работы одного тренажера в неделю, час/нед.
Пример расчета оснащенности тренажерами 8 Данная методика позволяет рассчитать требуемое количество тренажеров для любого учебного центра или технической школы, учитывая особенности организации учебного процесса. Например, для Московской технической школы 1 при формировании 4 одновременно обучающихся групп по профессии машинист электровоза при условной наполняемости группы 25 чел., норматива работы за тренажером – 20 часов на человека, среднего срока теоретического обучения машиниста локомотива в 16 недель и оптимальной загрузке тренажера 35 часов в неделю:
Расчет нормативов оснащенности учебных центров тренажерными комплексами 9 Для улучшения восприятия результат можно представить в виде таблицы: * При расчете на одну серию локомотива, МВПС, ССПС или ЖДСМ. Профессия Количество групп, одновременно находящихся на обучении 1-3 группы 4-5 групп 6-8 групп Машинист электровоза246 Машинист тепловоза246 Машинист МВПС246 Машинист ССПС/ЖДСМ234
Проблемы, требующие решения для повышения эффективности использования тренажерных комплексов 10 - Отсутствие в учебных планах и программах часов, для работы учащихся на тренажерах; - Отсутствие в типовом штатном расписании должностей машиниста- инструктора или инструктора производственного обучения и инженера по обслуживанию технических средств обучения;
Проблемы, требующие решения для повышения эффективности использования тренажерных комплексов 11 - существующие тренажерные комплексы по функциональности не соответствуют требованиям качественной подготовки персонала (не адаптированный пульт управления); - отсутствует финансирование постгарантийного обслуживания тренажерных комплексов и оперативного внесения изменений в программное обеспечение (изменение профиля, объектов инфраструктуры и т.д.);
Предложения в протокол совещания НТШ для повышения эффективности использования тренажерных комплексов 12 Создать рабочую группу из представителей ЦКАДР и заинтересованных технических департаментов для: - разработки и утверждения технического задания на перспективные виды тренажеров; - изменения учебных программ по ведущим профессиям; - изменения штатных расписаний учебных центров и технических школ;
13 Создать рабочую группу из представителей ЦКАДР, ЦКЦР, ЦТ, ЦП, ЦДРП и НТШ для решения следующих проблем: - разработки и утверждения технического задания на перспективные виды тренажеров; - изменения учебных программ по ведущим профессиям; - изменения штатных расписаний учебных центров и технических школ;
14