Ананчикова Е.А.
Проблемное обучение Обеспечивает прочность усвоения знаний Делает процесс обучения более интересным Учит применять знания на практике Формирует ученика как активного субъекта познания Развивает аналитическое и логическое мышление
Учитель Создает познавательную ситуацию Помогает ученикам выделить учебную проблему Организует работу учеников на решение проблемы для самостоятельного овладения знаниями Предлагает широкий спектр способов использования готовых знаний
Требования к созданию проблемной ситуации (ПС) ПС должна быть связана с изучаемым материалом Должна создавать познавательные трудности ПС должна быть посильна для учеников ПС должна опираться на предыдущий опыт и знания учащихся ПС должна заинтересовать учащихся
Проблемное обучение может осуществляться На уровне проблемного изложения материала учителем (учитель сам создает и решает проблему ) На частично-поисковом уровне(учитель создает ПС, ученики вовлекаются в ее решение лишь на отдельных этапах) ПС создает учитель, а решают ее ученики самостоятельно На исследовательском уровне (ученики сами формулируют и решают проблему).
Система приемов создания ПС Ситуация неожиданности Ситуация конфликта Ситуация предвидения Ситуация опровержения Ситуация несоответствия Ситуация неопределенности
ПС можно создавать на разных этапах урока При решении задач В ходе выполнения эксперимента Домашние проблемные задания Проблемное изучение физических явлений Поисковая беседа Исторические факты Создание ПС с опорой на опыт учащихся Создание с помощью ТСО На основе межпредметных связей
Структура урока с использованием ПС Организовать условия для возникновения или создания ПС Определение проблемы и ее формулирование Поиск путей решения проблемы, выделение определенных проблем Выдвижение гипотез, коллективное или индивидуальное решение проблемы. Проверка правильности решения проблемной задачи и исправление ошибок Закрепление нового материала
Условия повышения эффективности проблемного обучения Перед формулировкой проблемной задачи учитель должен проверить готовность учеников к ее решению, владеют ли достаточным запасом знаний. Учитель не должен ни объяснять то, в чем ученики способны разобраться сами, ни делать того, что могут выполнить ученики Следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности, внедрять групповую форму работы Реализовать принцип систематичности осуществления проблемного обучения
Перед решением проблемных задач стоит мотивировать необходимость их выполнения Необходимо постепенно усложнять проблемные задания Хотя бы некоторые проблемы должны решаться в письменном виде Необходимо помнить слова С.Л. Рубенштейна: «Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем шире круг его знаний; умение видеть проблему – функция знаний»