Взаимоотношения государства и организаций Третьего сектора: поддержка в обмен на обязательства (правовой аспект) Б.Л.Рудник, проректор НИУ ВШЭ 4 июня 2012 года, г. Москва
Задачи, обсуждаемые в связи с функционированием «Третьего» сектора Повышение качества услуг в отдельных отраслях социальной сферы Повышение эффективности расходования бюджетных средств Обеспечение развития Третьего сектора ФЗ от ФЗ внесены изменения в образовательное законодательство: - предусматривается возможность выделения «бюджетных мест» для частных вузов и техникумов ФЗ от ФЗ внесены изменения в образовательное законодательство: - предусматривается возможность выделения «бюджетных мест» для частных вузов и техникумов ФЗ от ФЗ внесены изменения в БК РФ: - оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам стало возможным через закупку товаров, работ и услуг по 94-ФЗ ФЗ от ФЗ внесены изменения в БК РФ: - оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам стало возможным через закупку товаров, работ и услуг по 94-ФЗ ФЗ от ФЗ внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях»: - предусмотрена поддержка СО НКО, в т.ч. в формах: 1)финансовой поддержки 2) предоставления льгот по уплате налогов и сборов 3) предоставления юр. лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по налогам ФЗ от ФЗ внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях»: - предусмотрена поддержка СО НКО, в т.ч. в формах: 1)финансовой поддержки 2) предоставления льгот по уплате налогов и сборов 3) предоставления юр. лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по налогам Предпринятые шаги 2
Прямое финансирование НКО (современное состояние) 3 Оценка эффективности: -Менее 3% - доля в 2010 году бюджетных расходов субъектов РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых АУ и НКО, в общем объеме расходов субъектов РФ на финансирование отраслей социальной сферы -732 млн. рублей в 2011 г. из федерального бюджета В т.ч. 600 млн.р. – субсидии субъектам РФ для оказания на конкурсной основе финансовой поддержки СО НКО; 132 млн.р. – «прямые» субсидии СО НКО Оценка эффективности: -Менее 3% - доля в 2010 году бюджетных расходов субъектов РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых АУ и НКО, в общем объеме расходов субъектов РФ на финансирование отраслей социальной сферы -732 млн. рублей в 2011 г. из федерального бюджета В т.ч. 600 млн.р. – субсидии субъектам РФ для оказания на конкурсной основе финансовой поддержки СО НКО; 132 млн.р. – «прямые» субсидии СО НКО Бюджетный инструмент: Часть 2 ст БК РФ: предусмотрено предоставление субсидий НКО Бюджетный инструмент: Часть 2 ст БК РФ: предусмотрено предоставление субсидий НКО
Налоговые льготы НКО Предусмотрены: «Льготы» для различного рода «взносов» (грантов, пожертвований и др.) Не предусмотрены 1) Льготы жертвователям 2) Льготы НКО по осуществляемой ими ПД, за исключением НКО, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность: ставка «0», но при жестких ограничениях (90% доходов относится к ОД, более 15 чел. более 50% персонала относится к ОД) 4 4
Главная причина недостаточной поддержки - отсутствие уверенности, что социально значимые цели НКО не просто провозглашены, а реально ими реализуются Варианты разрешения проблемы Установления полного контроля за деятельностью НКО со стороны государства По данным всероссийского опроса только 6% поддерживают такой вариант Законодательное установление требований (правил) Верить в добросовестность самих НКО 5 Определить требования к НКО Принцип - поддержка в обмен на обязательства Определить требования к НКО Принцип - поддержка в обмен на обязательства
Поддержка в обмен на обязательства 6 Обязательства (следование установленным требованиям) Социально значимая миссия Ограничения на виды ПД Ограничения на использование доходов Детальная регламентация прав членов ВОУ и механизмов их реализации Прозрачность деятельности Обязательства (следование установленным требованиям) Социально значимая миссия Ограничения на виды ПД Ограничения на использование доходов Детальная регламентация прав членов ВОУ и механизмов их реализации Прозрачность деятельности Поддержка Налоговые льготы Налог на прибыль (НКО и «жертвователи») Другие налоги Бюджетное финансирование Увеличение доли бюджетных средств, направляемых на поддержку НКО Др. Поддержка Налоговые льготы Налог на прибыль (НКО и «жертвователи») Другие налоги Бюджетное финансирование Увеличение доли бюджетных средств, направляемых на поддержку НКО Др.
Социально значимая миссия 7 Цели создания НКО должны быть приоритетными для государства Спектр целей создания должен быть достаточно широким социально значимые цели (требует конкретизации) Цели социально ориентированных НКО 7
Ограничение видов ПД соответствует целям ради которых создана НКО (статья 50 ГК РФ) соответствует целям ради которых создана НКО (статья 50 ГК РФ) В Законе устанавливаются четкие критерии: - реализация продукции, аналогичной продукции, получаемой в ОД (платные студенты) - деятельность, удовлетворяющая сопутствующие потребности лиц, на которых направлена ОД (питание учащихся, изготовление и продажа информационных материалов, сувениров, и т.п.) - производство и реализация продукции, аналогичной используемой в ОД (изготовление и продажа театром декораций) В Законе устанавливаются четкие критерии: - реализация продукции, аналогичной продукции, получаемой в ОД (платные студенты) - деятельность, удовлетворяющая сопутствующие потребности лиц, на которых направлена ОД (питание учащихся, изготовление и продажа информационных материалов, сувениров, и т.п.) - производство и реализация продукции, аналогичной используемой в ОД (изготовление и продажа театром декораций) 8 В Законе содержатся требования по указанию исчерпывающего перечня в Уставе организации -проверяет регистрирующий орган через полный перечень, приведенный в Уставе НКО В Законе содержатся требования по указанию исчерпывающего перечня в Уставе организации -проверяет регистрирующий орган через полный перечень, приведенный в Уставе НКО Соответствие целям создания
Ограничения на использование доходов Требования по направлениям использования доходов (прежде всего по доле средств, направляемых на оплату персонала) Требования по срокам расходования полученных средств За основу могут быть приняты положения ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Требования по направлениям использования доходов (прежде всего по доле средств, направляемых на оплату персонала) Требования по срокам расходования полученных средств За основу могут быть приняты положения ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» 9
Детальная регламентация прав членов ВОУ и механизмов их реализации Должны получить четкую и детальную регламентацию: 1) права и обязанности высшего органа управления, прежде всего на получение информации, ответственность должностных лиц за нарушение этих прав 2) порядок созыва заседаний этого органа, порядок его подготовки и проведения 3) компетенция высшего коллегиального органа Должны получить четкую и детальную регламентацию: 1) права и обязанности высшего органа управления, прежде всего на получение информации, ответственность должностных лиц за нарушение этих прав 2) порядок созыва заседаний этого органа, порядок его подготовки и проведения 3) компетенция высшего коллегиального органа 10
Прозрачность деятельности НКО Установление в законе требований к сайту Разделы Цели создания Органы управления Финансовая информация Протоколы заседания руководящего органа Отчеты о результатах деятельности Др.? Установление в законе требований к сайту Разделы Цели создания Органы управления Финансовая информация Протоколы заседания руководящего органа Отчеты о результатах деятельности Др.? 11
Правовое решение проблемы Варианты установления требований: 1. Применительно ко всем НКО Плюсы: усилится ориентация на общественно полезную деятельность всего Третьего сектора Минусы: «пострадают» успешно работающие и не нуждающиеся в государственной поддержке НКО 2. Применительно к части НКО А) Установление особого вида (типа) НКО («социально ответственные») Плюсы: не потребуется широкомасштабная трансформация сектора Минусы: проблемы в реализации, т.к. затрагиваются интересы действующих НКО, возможно «размывание» требований Б) Введение новой гибкой формы НК (уже рассматривали) Варианты установления требований: 1. Применительно ко всем НКО Плюсы: усилится ориентация на общественно полезную деятельность всего Третьего сектора Минусы: «пострадают» успешно работающие и не нуждающиеся в государственной поддержке НКО 2. Применительно к части НКО А) Установление особого вида (типа) НКО («социально ответственные») Плюсы: не потребуется широкомасштабная трансформация сектора Минусы: проблемы в реализации, т.к. затрагиваются интересы действующих НКО, возможно «размывание» требований Б) Введение новой гибкой формы НК (уже рассматривали) 12
Спасибо за внимание! тел. +7 (495)