«Модернизация и инновационное развитие экономики России» Июнь 2012 г. Аганбегян Абел Гезевич Российская академия народного хозяйства и государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Социально-экономическое развитие России» Доклад на 59-ом заседании Международного Клуба директоров «Роль регионов в обеспечении социально-экономического.
Advertisements

Стратегическое развитие Россиина перспективу Стратегическое развитие России на перспективу Ноябрь 2010 г. Ноябрь 2010 г. Аганбегян Абел Гезевич.
«Экономическая ситуация в России и перспективные направления развития экономики » Февраль 2013 г. Февраль 2013 г. Аганбегян Абел Гезевич Российская академия.
Расширенное заседание Президиума Краснодарского регионального отделения РСПП Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию.
«Экономическая ситуация в России и перспективные направления развития экономики» «Экономическая ситуация в России и перспективные направления развития.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
О прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на годы Оглоблин Анатолий Александрович И.о. первого заместителя министра экономики.
Российская экономическая модель План: 1.Ресурсная база российской экономики. 2.Структура российской экономики. 3.Российская экономическая модель. 4.Перспективы.
«Контуры послекризисного социально-экономического развития России» «Контуры послекризисного социально-экономического развития России» Выступление в Институте.
«Социально-экономическая ситуация в России и перспективы развития» «Социально-экономическая ситуация в России и перспективы развития» Выступление на конференции.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Как справиться с крупными денежными переводами: Пример Армении Нинке Омес Международный Валютный Фонд Постоянный представитель в Армении.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О социально-экономическом положении Читинской области в январе-сентябре 2006 года» Майзлингер Т.И. – заместитель Губернатора.
1 ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ г. Тюмень.
«Особенности и перспективы социально-экономического развития России» Доклад на 57-ом заседании Международного Клуба директоров «Особенности включения предприятий.
Прогноз социально- экономического развития Республики Татарстан на 2010 год КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2012 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ Департамент экономической политики и развития.
Транксрипт:

«Модернизация и инновационное развитие экономики России» Июнь 2012 г. Аганбегян Абел Гезевич Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Основные экономические и социальные показатели Основные экономические и социальные показатели кризисного 2009 года в России кризисного 2009 года в России (Прирост в % к предыдущему году)

Основные экономические и социальные показатели России в 2009, 2010 и 2011 гг. (в % к предыдущему году) ПОКАЗАТЕЛИ ПОКАЗАТЕЛИ2009г.2010г. 2011г. Валовый внутренний продукт92,1104,3 Индекс промышленного производства90,7108,2104,7 Продукция сельского хозяйства101,488,7122,1 Грузооборот транспорта (млрд. т-км) в т.ч.: железнодорожного 89,9 88,1 106,9 107,8 103,4 105,7 Оборот розничной торговли95,1106,3107,2 Объём платных услуг населению95,8101,5102,9 Внешнеторговый оборот (млрд. долларов США), в т.ч.: Экспорт Импорт 61,8 60,8 63,5 131,9 132,9 130,3 131,9 131,8 132,0 Инвестиции в основной капитал83,8106,0108,3 Индекс потребительских цен111,7106,9108,4 Индекс цен промышленных производителей95,7114,9117,3 Реальные располагаемые доходы102,1105,1100,8 Среднемесячная реальная зарплата96,5105,2103,5 Общая численность безработных131,788,989,1

Основные показатели развития народного хозяйства на гг. с учётом прогноза Минэкономразвития Основные показатели развития народного хозяйства на гг. с учётом прогноза Минэкономразвития (прирост в %) (прирост в %) Показатели2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г. Валовый внутренний продукт44,23,74,04,6 Промышленность 8,24,73,43,94,2 Инвестиции66,27,87,17,2 Экспорт (млрд. долл.) Импорт (млрд. долл.) Приток (отток) капитала (млрд. долл.) – 38– Реальные располагаемые доходы населения 4,30,85,04,85,3 Средняя цена на нефть Urals (долл./баррель) 78, Реальный эффективный обменный курс рубля 9,66,63,3– 2– 2– 2– 2 Показатели за гг. приведены по умеренно-оптимистичному варианту прогноза Минэкономразвития. По его консервативному варианту (при тех же ценах на нефть, курсе рубля и объёмах экспорта) темпы прироста будут значительно ниже: по ВВП – 2,8-3,8%, по промышленности – 2,1-3,0%, по инвестициям – 5,9-6,4%, по реальным располагаемым доходам населения – 2,9-3,9%.

Переход на сниженную траекторию социально-экономического развития в послекризисный период в России (прирост в %) ПОКАЗАТЕЛИ За 5 лет В среднем в год Валовый внутренний продукт Инвестиции в основной капитал Реальные доходы населения

Рост социально-экономических показателей в гг. Рост социально-экономических показателей в гг. (2008 г. = 100) Показатели2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.2014 г. Валовый внутренний продукт Промышленность Сельское хозяйство Инвестиции Экспорт Импорт Розничная торговля Реальные располагаемые доходы населения Реальный эффективный обменный курс рубля Индекс потребительских цен 8,86, ,5-5,54-5 За гг. данные показатели приведены по умеренно-оптимистичному прогнозу Минэкономразвития.

Показатели Развитые страны Страны G-7 Россия Уровень экономического развития – валовый внутренний продукт на душу населения в тыс. долл. (по паритету покупательной способности) Удельный вес инновационных продуктов и услуг в их общем объёме по народному хозяйству (в %) 20255,5 Уровень реальных доходов на душу населения в тыс. долл. (по паритету покупательной способности) Средняя продолжительность жизни (в годах) ,3 Уровень образования – среднее число лет обучения работающего населения Средняя обеспеченность жильём (общей площади на душу населения в кв. м. ) Сравнение основных экономических и социальных показателей стран G-7 (принят их обобщённый показатель) и России в 2011г.

Уровень экономического развития в России в сравнении с развитыми и самыми развитыми странами G-7 Валовый внутренний продукт на душу населения в тыс. долларов по паритету покупательной способности Страны 2010 г г г. Развитые страны (Испания, Греция, Португалия, Израиль и др.) Самые развитые страны, в первую очередь, страны G РОССИЯ Прирост ВВП на душу населения принят по развитым и наиболее развитым странам G-7 в размере 2,5%, а по России – 5% в среднем в год.

Место России в международных рейтингах среди 146 стран мира Показатели Исходный уровень гг гг. Уровень экономического развития – 15 Индекс социального развития – 15 Реальные доходы на душу населения – 15 Средняя продолжительность жизни – 15 Жилищная обеспеченность – 15 Здравоохранение – 15 Образование40155 – 10 Депопуляция населения (разница между рождаемостью и смертностью населения), тыс. человек в год В гг. при этом Россия войдёт в число развитых стран мира, а в гг. – в число самых развитых стран мира.

Модернизация – техническое обновление Средний срок службы машин и оборудования: Россия 1990 г. – лет Россия 1998 г. – 20 лет Россия 2008 г. – 15 лет Россия 2010 г. – 16 лет Западная Европа – 8 лет Техническое обновление позволит за 10 лет: Техническое обновление позволит за 10 лет: Поднять производительность труда – в 2,5 раза. Сократить энергоёмкость ВВП – в 2 раза. Снизить материалоёмкость ВВП – в 1,5 раза. Низкая конкурентоспособность промышленности: Низкая конкурентоспособность промышленности: В гг. импорт вырос в 5 раз, промышленность – на 80%. В гг. импорт рос по 30%, промышленность – по 4-6% в среднем в год.

Показатели технического обновления Основной капитал в народном хозяйстве – 50 трлн. руб. Машины и оборудование – 20 трлн. руб. Подлежит обновлению – 15 трлн. руб. Потребные средства на обновление – более 20 трлн. руб., или около 700 млрд. долл. Чтобы произвести техническое обновление за лет, ежегодно надо вкладывать в инвестиции дополнительно по 70 млрд. долл.

Пример обновления электроэнергетики Потребные инвестиции – млрд. долл. Удельный расход топлива на кВт/час сократится с 240 до 140 г. угольного эквивалента, будет сэкономлено 60 млрд. кубометров природного газа и миллионы тонн угля общей стоимостью млрд. долл. Окупаемость – 4-6 лет. Окупаемость – 4-6 лет.

Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства Направления структурной перестройки (диверсификации): – Сокращение доли топливных и сырьевых отраслей, а также полуфабрикатов и материалов к общему объёму ВВП – в 2 раза, с 40 до 20%; – Увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью к общему объёму ВВП – с 60 до 80%; – Повышение выхода конечной продукции: - на тонну добываемой нефти и газа – в 2,5 раза - на тонну выплавляемого металла – в 2 раза - на кубометр заготавливаемой древесины – в 3 раза; – Рост удельного веса экономики знаний (науки, образования, информационных технологий, биотехнологий и здравоохранения) в ВВП с 15 до 35%, в том числе: науки – с 1 до 3% образования – с 4 до 8% здравоохранения и биотехнологий – с 5 до 10% информационных технологий – с 5 до 15%;

Модернизация – структурная перестройка народного хозяйства (продолжение) В структуре экспорта: – Сократить долю топлива, сырья и материалов – с 85 до 40%; – Повысить долю готовой продукции и услуг – с 15 до 60%; – В том числе увеличить долю инновационной и высокотехнологической продукции – с 2 до 15%.

Приоритетные отрасли при перестройке (диверсификации) народного хозяйства и экспорта Первое место в мире Нефтехимия и продукция из синтетических материалов. Глубокая лесопереработка и конечная продукция из лесоматериалов. Объём строительства на душу населения: – автострад – скоростных железных дорог – жилья и коммунальных сетей Производство региональных самолётов. Второе-третье место в мире Энерго- и электромашиностроение. Объём строительства АЭС. Освоение космоса. Производство крупнотоннажных самолётов-карго и грузовые авиаперевозки. Экспорт зерновых культур.

Приоритетные отрасли при перестройке (диверсификации) народного хозяйства и экспорта (продолжение) Четвёртое место в мире Производство (до 5 млн. шт.) и внутренний рынок автомашин (до 4 млн. шт.) Разработка математических программ, в том числе оффшорное программирование. Производство зерна. Производства мяса, особенно мяса птицы. При этом Россия остаётся в мире: Первой Первой страной по производству никеля и палладия. Второй Второй страной по добыче нефти (после Саудовской Аравии), по добыче природного газа (после США), по объёму лесозаготовок, по производству алюминия и платины. третья Россия – третья страна по производству электроэнергии. Поднимается на 2-4 место по производству меди, на 4 место – по добыче золота, на 4-5 место – по добыче угля.

Инвестиции в перестройку структуры народного хозяйства Перестройка структуры промышленности и экспорта потребует дополнительно до 70 млрд. долл. инвестиций в год. Для увеличения жилищного строительства до 150 млн. кв. м. в год с соответствующим коммунальным и социально-бытовым строительством потребуется дополнительно до 50 млрд. долл. инвестиций в год. Для удвоения инвестиций в транспортную инфраструктуру ежегодно дополнительно потребуется до 60 млрд. долл. инвестиций.

Баланс и норма инвестиций В 2008 году инвестиции в основной капитал России составили около 8,8 трлн. руб., или около 300 млрд. долл. Норма инвестиций (их доля в ВВП, равном около 42 трлн. руб.) составила около 21%. Выявлена потребность ежегодного дополнительного увеличения инвестиций: – на техническое обновление – 70 млрд. долл. – на перестройку структуры промышленности, инновационной сферы и – на перестройку структуры промышленности, инновационной сферы и экспорта – 70 млрд. долл. экспорта – 70 млрд. долл. – на дополнительное жилищное, коммунальное и социально-бытовое – на дополнительное жилищное, коммунальное и социально-бытовое строительство – 50 млрд. долл. строительство – 50 млрд. долл. – на дополнительное строительство транспортной инфраструктуры – 60 – на дополнительное строительство транспортной инфраструктуры – 60 млрд. долл. млрд. долл. ________________________________ ________________________________ Итого: 250 млрд. долл. Итого: 250 млрд. долл.

Баланс и норма инвестиций (продолжение) Эти показатели по жилищному и инфраструктурному строительству были рассчитаны, исходя из возможного снижения удельных инвестиций при строительстве кв. м. жилья до 700 долл. (в 1,5-2 раза) и на км. дорог – в 2 раза в соответствии с принятыми затратами в Западной Европе и США. Всего в расчёте на год (применительно к 2011 г.) потребуется 550 млрд. долл. ( ) и норма инвестиций возрастёт. Общий вывод: в сравнении с 2011 г. норму инвестиций в России следовало бы повысить BДВОЕ – до 35-40%.

Источники дополнительных инвестиций для модернизации общественного производства в России Задача: к имеющимся 300 млрд. долл. инвестиций в основной капитал изыскать ещё 250 млрд. долл. Источники: млрд. долл. – за счёт сокращения золотовалютных резервов страны с 540 млрд. долл. в 2011 г. до 150 млрд. долл. (при, примерно, 5-летнем сроке окупаемости инвестиций); млрд. долл. – за счёт приватизации нестратегических, а коммерческих государственных предприятий и организаций. Долю государства в ВВП предлагается сократить с более чем 60% (около 40% бюджетная сфера и ещё – более 20% – государственные коммерческие предприятия и организации) до 30-35% (показатели рыночных развитых стран мира); млрд. долл. – за счёт приватизации нестратегических, а коммерческих государственных предприятий и организаций. Долю государства в ВВП предлагается сократить с более чем 60% (около 40% – бюджетная сфера и ещё – более 20% – государственные коммерческие предприятия и организации) до 30-35% (показатели рыночных развитых стран мира); млрд. долл. – за счёт выпуска Правительством доходного для населения России и иностранных инвесторов облигационного инвестиционного займа (внешний госдолг составляет всего 40 млрд. долл. и для Правительства такой долг необременителен);

Источники дополнительных инвестиций для модернизации общественного производства в России (продолжение) млрд. долл. – за счёт инвестиционных кредитов российских банков после принятия решений по усилению стимулов привлечения банками «длинных» денег, в т.ч. за счёт пенсионных, страховых и паевых фондов; млрд. долл. – за счёт увеличения доли инвестиций в консолидированном бюджете России, которая крайне низка, за счёт сокращения ряда текущих расходов; млрд. долл. – за счёт средств предприятий и организаций, для которых будут снижены налоги и таможенные сборы. При этом нежелательно наращивать корпоративные внешнеэкономические долги предприятий и организаций, особенно госсектора, которые уже сегодня приближаются к опасной критической зоне.

. Модернизация отношений собственности: 1. Модернизация отношений собственности: – приватизация коммерческой госсобственности с сокращением доли госсобственности в ВВП с 65-70% до 35-40%; – организация автономных организаций госсобственности; – акционирование и выход на открытый рынок Открытых акционерных обществ (ОАО); – всемерное развитие среднего и, особенно, малого бизнеса с увеличением доли последнего в ВВП с 10% до 30%, а по численности занятых – с 20 до 40%. – всемерное развитие среднего и, особенно, малого бизнеса с увеличением доли последнего в ВВП с 10% до 30%, а по численности занятых – с 20 до 40%. 2. Модернизация финансовой системы: – банкизация страны с доведением активов коммерческих банков с 75 до 150%; – формирование рынка капитала; – развитие рыночных фондов «длинных» денег, по общему объёму превышающих ВВП страны: накопительных пенсионных фондов, страховых фондов, паевых фондов, объёмов инвестиционного кредитования коммерческих банков; – развитие рыночных фондов «длинных» денег, по общему объёму превышающих ВВП страны: накопительных пенсионных фондов, страховых фондов, паевых фондов, объёмов инвестиционного кредитования коммерческих банков; – переход к рыночной системе налогообложения, где налоги с населения, включая налог на недвижимость и налоги с бизнеса, приносят, примерно, по половине поступающих налогов. Всемерное развитие стимулирующей функции налогов вместо преобладания чисто фискального интереса государства. – переход к рыночной системе налогообложения, где налоги с населения, включая налог на недвижимость и налоги с бизнеса, приносят, примерно, по половине поступающих налогов. Всемерное развитие стимулирующей функции налогов вместо преобладания чисто фискального интереса государства. Модернизация социально-экономической системы России

3.Модернизация экономической среды: 3. Модернизация экономической среды: – развитие конкурентной среды во всех сферах народного хозяйства в противовес монополизации со стороны госпредприятий и организаций и олигархического бизнеса; – последовательный переход к рыночному антимонопольному законодательству, особенно в банковской сфере, и реформирование ГАЗПРОМа, РЖД и т.п. 4. Модернизация агропромышленного комплекса с рыночным оборотом сельскохозяйственных земель и развитыми аграрно-промышленными образованиями, включая кооперацию, охватывающие всю цепочку от поля до прилавка. 5. Модернизация регионального управления: – переход к новому административно-территориальному делению России в составе крупных губерний; – перевод губерний на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление; – развитие местного самоуправления. Модернизация социально-экономической системы России (продолжение)

6.Модернизация социальной сферы – взаимосвязанное реформирование заработной платы при её повышении одновременно с переходом: – к накопительным пенсиям в результате пенсионной реформы; – к накопительным пенсиям в результате пенсионной реформы; – к рыночной перестройке жилищно-коммунального хозяйства; – к введению рыночного налога на недвижимость граждан; – к введению рыночного налога на недвижимость граждан; – к реформированию здравоохранения и образования; – к реформированию здравоохранения и образования; – к осуществлению мер по сокращению вдвое разницы в уровне жизни между богатыми и бедными в России за счёт преимущественного повышения благосостояния у менее состоятельных слоёв населения. – к осуществлению мер по сокращению вдвое разницы в уровне жизни между богатыми и бедными в России за счёт преимущественного повышения благосостояния у менее состоятельных слоёв населения. Эти социально-экономические реформы должны быть подкреплены соответствующей модернизацией в политической и судебно-правовой сфере, с мерами по формированию гражданского общества. Модернизация социально-экономической системы России (продолжение)

Возможные темпы прироста ВВП в перспективе При норме инвестиций 20-21% до 3% в год (опыт развитых стран). При норме инвестиций 35-40% до 5-6% в год (опыт развивающихся стран с докризисным темпом в 5,5% при норме инвестиций в 35%). При 5-6% прироста ВВП в год после посткризисного восстановления экономики – Россия через несколько лет превзойдёт Германию по размеру ВВП и выйдет на 5-ое место в мире, а через лет – превзойдёт Японию и выйдет на 4-ое место после США, Китая и Индии.

Сравнение показателей экономики знаний в странах G-7 (обобщённые данные) и России Страны G-7Россия Доля отдельных отраслей и сфер экономики знаний в валовом внутреннем продукте (в %) Наука Образование Здравоохранение и биотехнологии Информационные технологии Удельный вес экономики знаний в целом в валовом внутреннем продукте в (%) более 40 1 менее 5 5 около 15

Повышение зарплаты и других доходов для компенсации потерь, прежде всего, для средне- и малообеспеченных семей от введения дополнительных отчислений с доходов населения Переход к накопительной системе пенсий, обеспечивающих их уровень в размере 60-80% от средней зарплаты за счет 10% отчислений от зарплаты В перспективе – переход к прогрессивной шкале подоходного налога с развитой системой льгот Реформа образования, в том числе переход преимущественно к платному высшему и профессиональному образованию Реформа жилищно- коммунальной сферы путем перехода к рыночным ценам Реформа здравоохранения, в том числе с отчислением на медицинское страхование в размере 7% от зарплаты (доходов) Переход к налогу на недвижимость для населения в размере около 1% от их рыночной цены Схема предлагаемых реформ в социальной сфере

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!