УРОК КАК СИСТЕМА. «Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Advertisements

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Цель – запрограммированный результат, который ученик должен получить в процессе учебной деятельности. Триединая задача урока Образовательная: вооружить.
Современный урок изобразительного искусства. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Конкурсное занятие и критерии его оценки. Материал подготовлен Горшковой Т.Б.
Формы, приёмы и методы организации эффективного урока Исходная идея современного урока – это единство обучения, воспитания и развития. Дробот Вера Андреевна,
Основные требования к современному уроку Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Психология обучения
Педагогический Совет год. 1. «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Система подготовки учителя к уроку Теоретическая часть Теоретическая часть Теоретическая часть Теоретическая часть Практическая часть Практическая часть.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Совершенствование методики современного урока в условиях профилизации и информатизации образовательного процесса.
Анализ урока Методическое совещание. Методика системного анализа урока 1. Выявить триединую цель урока (образовательную, развивающую, воспитательную)
2007 год «Роль технологии в воспитании и развитии современного школьника» Методический семинар Центр образования 47.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Транксрипт:

УРОК КАК СИСТЕМА

«Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике. Его авторитет так высок и прочен, что не подвергается сомнению даже самых смелых критиков. Урок служит своеобразным полигоном для проверки разных типов обучения… подвергаясь воздействию новаторских методов и средств обучения…» В.С. Безрукова

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции» В.А. Сухомлинский

1.Каковы отношения учителя с учащимся 2.Глубоко или поверхностно «У» знает свой предмет 3.Как он мотивирует познавательную деятельность учеников 4.Кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей 5.Обеспечивает ли он предметные компетентности 6.Умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания

Урок Внеклассная и внешкольная работа Взаимоотношения учитель – родитель Отношения в пед.коллективе Содержание и направленность методической работы в школе Внутришкольная культура Формирова ние новых технологий обучения и воспитания

Теоретические основы урока 1.Урок – основная форма организации учебной работы 2.Урок – живая подвижная, изменяющаяся и совершенствующаяся процессуальная система 3.Урок – система социальная, существующая только за счет взаимодействия участников образовательного процесса 4.Урок строится на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе 5.Урок обусловлен социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития 6.Урок, протекая в школе, связан с педагогическим процессом, имеющим место в семье. 7.Урок – более или менее законченный отрезок педагогического процесса 8.Каждый отдельно взятый урок – звено в цепи уроков

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ – КОНСТРУИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

1.Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке? Представление о единстве обучения, воспитания и развития

2. Что является общей функцией урока? Целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения

1.Вооружение учащихся глубокими осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности 2.Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями 3.Формирование прочных мотивов учения, самообучение, самовоспитание, самосовершенствование 4.Эффективное воздействие уроков на умственное развитие учеников 5.Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта проведения 6.Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности 7. и т.д.

3. Что представляет собой цель урока? Цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего

4. Каким путем достигается триединая цель урока? Посредством решения ряда учебно- воспитательных задач, которые являются рубежами достижения ТДЦ

ЦЕЛЬ УРОКА - ЗАДАЧИ Информационная (Что и чему?) Операционная (Как и каким образом?) Мотивационная (Зачем это надо?) Коммуникативная (С кем и где?)

Исходная идея современного урока: единство О-В-Р Общая функция урока: целостное формирование личности Триединая цель урока: Обучающий аспект Воспитывающий аспект Развивающий аспект Учебно-воспитательные задачи урока ….. n

Основные компоненты системы-урока Цель Задачи КРУ Содержание Методы Формы

ТДЦ – это заранее запрограммированный учителем результат ТДЦ – основа целесообразной деятельности на уроке («пусковой механизм») ТДЦ – системообразующий стержень урока ТДЦ – носит слишком общий характер и не может быть достигнута сама по себе

Познавательный аспект ТДЦ: Учить и научить Осуществлять требования к знаниям Формировать навыки Формировать умения

Развивающий аспект ТДЦ: развитие речи развитие мышления развитие сенсорной сферы развитие двигательной сферы

Воспитывающий аспект ТДЦ: Воспитывающее обучение – это обучение в процессе которого организуется целенаправленное формирование отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке

Конечный результат урока (КРУ) Результат работы учителя: Характер отношений Развитие общих способностей Индивидуально-личностный подход …. Результат работы ученика Уровень самостоятельности Отношение к предмету, учителю ….

Содержание учебного материала Теоретические знания Эмпирические знания Практические знания Теории Идеи Понятия Законы Принципы

Требования к отбору учебного материала 1.Использовать только современные, научно- достоверные факты 2.Отбирать достаточную информацию факты, понятия, законы, теории, всесторонне представляющие изучаемый вопрос 3.В уч.материале выделена ведущая идея, главное звено 4.Содержание должно отражать и методы получения знаний, типичные для данной темы

Метод обучения – это важнейший компонент урока, представляющий собой рычаг, приводящий в действие его внешние и внутренние ресурсы

Особенности методов: Метод – это схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности Метод должен соответствовать цели урока Метод не может быть неправильным, неправильным может быть его применение Каждый метод имеет свое предметное содержание Метод всегда принадлежит действующему лицу, от метода зависят интеллектуальные чувственные и волевые действия учащихся

Классификация методов 1.По источникам знаний: словесные наглядные, практические 2.По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа 3.По конкретным дидактическим задачам: объяснение, закрепление и пр. 4.По характеру познавательной деятельности: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный и пр. 5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный и пр. 6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – ЭТО СЛОЖНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ. СТРУКТУРА МЕТОДА ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРА КАЖДОГО МЕТОДА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЙ СОСТАВ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕОБХОДИМУЮ ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕТКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ: УДАЧНОГО ВЫБОРА МЕТОДА ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ УМЕЛОГО СОЧЕТАНИЯ ПРИЕМОВ ВНЕШНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Функции методов обучения побудительная (мотивационная) образовательная воспитательная развивающая

СТРУКТУРА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ: СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДИДАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ФУНКЦИЙ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ВОЗРАСТА УЧЕНИКОВ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОДГОТОВКИИ УЧИТЕЛЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Формы организации познавательной деятельности учащихся 1.Фронтальная 2.Индивидуально-обособленная 3.Групповая 4.Коллективная