Министерство образования Иркутской области ОГАОУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» Модель распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования Направление: «Модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»
Актуальность реализуемой управленческой модели Противоречие 1: потребность педагогов (авторов инновационных моделей, обеспечивающих современное качество общего образования) участвовать в новых деятельностных, сетевых формах профессионального взаимодействия сложившаяся модель методической работы, ориентированная преимущественно на традиционные демонстрационные формы
Актуальность реализуемой управленческой модели Противоречие 2: потребность всех сфер современной экономики, включая и социальную сферу, в развитии горизонтальных структур управления жесткий иерархический характер системы управления повышением уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников учреждений общего образования
Актуальность реализуемой управленческой модели Противоречие 3: необходимость создания в регионе среды распространения инновационного опыта, дающей возможность выстраивать каждому ОУ собственную стратегию развития, ориентированную на повышение качества образования отсутствие организационных условий для непосредственного «погружения» школьных команд в существующий инновационный опыт
Выделенные противоречия, на наш взгляд, могут быть разрешены с помощью создания сетевой распределенной модели распространения позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования Актуальность реализуемой управленческой модели
Цель проекта Cоздание сетевой распределенной структуры образовательного пространства для распространения позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования
Задачи проекта Организационно-правовое и методическое обеспечение распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования Кадровое обеспечение распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования Технологическое обеспечение распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования
Содержание модели Одним из путей реализации задачи доступности и достижения качества образования является организация распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования. Распределенная стажировочная площадка - соорганизация ресурсов образовательных учреждений (организаций), основанная на принципах сетевого взаимодействия.
Модель распределенной стажировочной площадки
Ресурсные узлы динамической сети ОГАОУ ДПО ИРО - системный интегратор сетевой модели, выполняющий функции координатора сети, а также экспертно- консультационного центра и центра повышения квалификации. На базе ИРО действует Федеральная стажировочная площадка (СП) по реализации направления ФЦПРО на годы «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования»
ОУ, внедряющие инновационные проекты, направленные на обеспечение современного качества общего образования, на базе которых на конкурсной основе создаются базовые (опорные) площадки (БОП) по реализации направления ФЦПРО на годы «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Ресурсные узлы динамической сети
ОУ, внедряющие инновационные проекты, направленные на обеспечение современного качества общего образования, являющиеся педагогическими площадками ИРО (ПП). Педагогическая площадка ИРО представляет собой форму совместной деятельности ИРО и ОУ, в рамках которой разрабатываются, апробируются и внедряются результаты прикладных исследований по модернизации системы образования. Ресурсные узлы динамической сети
МЦРО (Муниципальные центры развития образования) – ресурсно- консультационные центры (узлы), оказывающие консультационную поддержку ОУ для обеспечения сетевого взаимодействия по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования. МЦРО и ИРО образуют франшизную систему - сеть, форма организации которой основана на идее франчайзинга Ресурсные узлы динамической сети
Основные этапы проекты Первый этап (2011г.) – организационно-правовое и методическое обеспечение создания распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования. Результат 1 этапа: создана сеть, разработано организационно-правовое обеспечение её деятельности. Второй этап (2012г.) – кадровое обеспечение распределенной стажировочной площадки по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования. Результат этапа: подготовлены команды тьюторов БОП, проектные команды ПП, специалисты МЦРО, маркетинговые бригады. Третий этап (2013г.) – технологическое обеспечение сетевого взаимодействия ОУ по распространению позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования. Результаты этапа: разработаны, апробированы и описаны технологические модели проведения стажировок, модулей ДПОП; усовершенствованы модели образовательных систем, реализуемые БОП, ПП и другими субъектами сетевого взаимодействия.
Ожидаемые и полученные результаты проекта Интегральный индикативный показатель – повышение качества образования во всех организациях, формирующих сеть
Характер эффектов Внутренние эффекты Внешние эффекты Организаци- онно- управлен- ческий Расширение информационно- образовательного пространства Проекта за счет включения в сетевое взаимодействие новых субъектов Расширение рамок Проекта, обеспечение трансляции опыта распространения позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования на образовательные системы других регионов через организацию стажировок педагогических работников, межрегиональных семи-наров, конференций, форумов и т.п. Ожидаемые и полученные результаты проекта
Характер эффектов Внутренние эффекты Внешние эффекты Нормативно- правовой Оптимизация нормативно-правового обеспечения деятельности всех субъектов сетевого взаимодействия Разработка долгосрочных целевых программ (программ межведомственного взаимодействия) для обеспечения переноса сетевой модели в другие отрасли экономики региона Ожидаемые и полученные результаты проекта
Характер эффектов Внутренние эффекты Внешние эффекты Финансово- экономи- ческий Улучшение условий организации и содержания образовательного процесса в ОУ, входящих в сеть, способствующих повышению качества образования Экономический эффект – уменьшение затрат (командировочных и транспортных расходов) за счет создания единого информационно- образовательного пространства, реализации отдельных модулей ДПОП и стажировок в местах непосредственного проживания стажеров и слушателей Ожидаемые и полученные результаты проекта
Характер эффектов Внутренние эффекты Внешние эффекты Социально- психологический Повышение качества общего образования; создание положительного имиджа каждого субъекта сети Повышение уровня удовлетворенности населения Иркутской области и регионов, включенных в сеть, качеством общего образования Ожидаемые и полученные результаты проекта
Риски Проекта и механизмы их минимизации РискМеханизм минимизации риска 1.Ротация кадров во всех ОУ, входящих в сеть Постоянное внутрисетевое обучение и повышение квалификации участников Проекта 2.Спрос на услуги маркетинговыхь бригад превышает предложение Увеличение количества маркетинговых бригад, возрастание доли «виртуальных» форм распространения позитивного опыта обеспечения современного качества общего образования 3.Недофинансирование Проекта Франдрайзинг Проекта
Перспективы Проекта после прекращения федерального финансирования деятельности стажировочной площадки в рамках ФЦПРО основная финансовая нагрузка переходит на внебюджетные источники (в рамках соглашений с другими регионами, муниципалитетами Иркутской области, областными государственными образовательными учреждениями, негосударственными образовательными учреждениями); расширение спектра деятельности маркетинговых бригад через «виртуализацию» деятельности (в форме вебинаров, дистанционных педагогических студий и мастер-классов); расширение сети за счет появления в ней новых субъектов – носителей инновационных моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования; глобализация сети за счет включения в число её субъектов муниципальных образовательных систем; обеспечение вариабельности проекта за счет переноса модели в условия образовательных систем дошкольного и профессионального образования.
Спасибо за внимание!