1 Общие рекомендации по совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Национальный Фонд Подготовки Кадров Министерство образования и науки РФ Современная гуманитарная академия Н.М. Розина О.М.Карпенко М.Д. Бершадская
2 Задачи развития стандартизации высшего образования с учетом требований Болонского процесса: введение зачетных единиц трудоемкости (кредитов); увеличение степени свободы вуза при формировании образовательных программ; расширение возможностей индивидуализации обучения. Недостатки действующих стандартов: Противоречия в нормативах трудоемкости – при одинаковом сроке обучения общая трудоемкость не является постоянной величиной; Отсутствие единого подхода к учету экзаменационных сессий в общем бюджете времени; Противоречия в учете факультативов в общем бюджете времени; «Многотемье» федерального компонента.
3 Принцип единства нормативов трудоемкости как основа стандартизации образования Единые параметры для определения трудоемкости образовательных программ ПараметрыБакалаврСпециалистМагистр Общая продолжительность обучения (в неделях) Общая продолжительность каникул, (в неделях) Резерв времени (нерабочие дни), в неделях 8104 Общая трудоемкость обучения, недели часы кредиты Учебный год, включая практики: трудоемкость без учета нерабочих дней и каникул; продолжительность учебного процесса с учетом нерабочих дней 40 недель = 60 кр., включая сессии; 42 недели Экзаменационные сессии Трудоемкость экзаменов, зачетов и курсовых работ учитывается в трудоемкости освоения дисциплины
4 Актуальность повышения самостоятельности вуза при формировании образовательной программы Степень свободы вуза в формировании образовательной программы определяется суммарным объемом: национально-регионального (вузовского) компонента циклов ГСЭ, ЕН, ОПД; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом; дисциплин по выбору студента. Степень свободы вуза при формировании программ социально- экономического образования: действующие стандарты - в среднем 25% от общей трудоемкости обучения; зарубежные образовательные программы – не менее 40% дисциплин по выбору студента.
5 Предлагается: Принять минимальный объем дисциплин, устанавливаемых вузом, равным 40%; Включить в объем дисциплин, устанавливаемых вузом, в качестве обязательного элемента цикл «Дополнительная подготовка» (ДП) взамен цикла «Факультативы»; Ввести в цикл ДП (помимо военной подготовки) физическую культуру и дисциплины свободного выбора из разных областей знаний (как альтернативу военной подготовке); Устранить ограничения, связанные с жесткой привязкой электива к циклам дисциплин. Актуальность повышения самостоятельности вуза при формировании образовательной программы
6 Образовательный стандарт и индивидуализация обучения Объем дисциплин по выбору студента в действующих стандартах социально-экономического образования Направление (Специальность) Суммарный объем по циклам ГСЭ, ЕН, ОПД, СД ЧасыКредиты %, от нормативной трудоемкости Социология (бакалавр) (специалист) Политология (бакалавр) (подготовка специалиста) Экономические специальности , , , , , , От 520 до 1495От 14 до 42От 5 до 14
7 Образовательный стандарт и индивидуализация обучения Обязательный выбор составляет от 13 до 42 зачетных единиц, т.е. от 4% до 14% от нормативной трудоемкости (в зарубежных образовательных программах – минимум 40%). Предлагается: Увеличить обязательный объем дисциплин по выбору до % от нормативного количества кредитов при включении в этот объем трудоемкости цикла «Дополнительная подготовка»; Допустить вариативность вузовского компонента с целью увеличения объема дисциплин по выбору до 40-45%.
8 Федеральный компонент и базовое ядро образовательных программ В федеральный компонент образовательной программы входят: 1) федеральный компонент теоретического обучения ФД – дисциплины федерального компонента (базовое ядро, включая все виды промежуточного контроля – зачеты, экзамены, курсовые работы/проекты); итоговая государственная аттестация – ИГА; 2) практика – П. В существующих стандартах федеральный компонент теоретического обучения составляет более 70%. Предлагается ограничить трудоемкость освоения федерального компонента теоретического обучения пятьюдесятью процентами (50%) от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени.
9 Уменьшение объема федерального компонента теоретического обучения способствует выделению наиболее важных (базовых) дисциплин, без освоения которых немыслим специалист данного профиля. Совокупность этих учебных дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку выпускника в соответствии с требуемыми квалификационными характеристиками, составляет базовое ядро образовательной программы. Федеральный компонент и базовое ядро образовательных программ
10 Основные структурные элементы образовательных программ В качестве основных структурных элементов образовательных программ предлагаются: 1) Федеральный компонент (ФК); 2) Вузовский (региональный) компонент без жесткой привязки к циклам; 3) Дисциплины по выбору студента без жесткой привязки к циклам; 4) Дополнительная подготовка, включающая военную подготовку, физическую культуру и дисциплины свободного выбора из разных областей знаний (как альтернативу военной подготовке). Внутри федерального компонента предлагается: Объединить общепрофессиональные и специальные дисциплины в цикл профессиональных дисциплин – ПД. Выделить профессиональый блок ПБ, включающий цикл профессиональных дисциплин (ПД), практику и итоговую аттестацию ИГА.
11 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки бакалавра Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ФКФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика 96 ИГА Итоговая государственная аттестация 96 Р Вузовский (региональный) компонент 4530 ВДисциплины по выбору студента 4530 ДПДополнительная подготовка 2114 Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (111кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (9 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (120 кр. из 240).
12 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки дипломированного специалиста Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика 2416 ИГА Итоговая государственная аттестация 2114 Р Вузовский (региональный) компонент 5134 ВДисциплины по выбору студента 5436 ДПДополнительная подготовка 2114 Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (129 кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (21 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (150 кр. из 300).
13 Отличительные признаки: учебная нагрузка выражена в зачетных единицах трудоемкости; объем федерального компонента теоретического обучения (суммарный объем дисциплин базового ядра ФД и итоговой государственной аттестации ИГА) составляет 50% от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени; суммарный объем дисциплин, устанавливаемых вузом (вузовский (региональный) компонент, дисциплины по выбору студента и дополнительная подготовка), составляет не менее 40% (46% для бакалавра, 42% для специалиста); суммарный объем дисциплин по выбору студента и дополнительной подготовки (обязательный выбор) составляет не менее 25% (27% для бакалавра, 25% для специалиста). Основные структурные элементы образовательной программы подготовки бакалавра и дипломированного специалиста
14 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки магистра ИндексСтруктурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ДНМ.00 Дисциплины направления (федеральный компонент) 2114 СДМ.00 Специальные дисциплины (вузовский компонент) 2114 СДМ.01 Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы ДВМ.00Дисциплины по выбору студента1510 НИРМ.00Научно-исследовательская работа5738 НИРМ.01Научно-исследовательская работа в семестре 1812 НИРМ.02Научно-исследовательская практика 1812 НИРМ.03Научно – педагогическая практика 64 НИРМ.04Подготовка магистерской диссертации 1510 ИГАМ Итоговая государственная аттестация 64 Итого трудоемкость обучения12080 Трудоемкость освоения дисциплин направления (21 кр.) в сумме с трудоемкостью научно-исследовательской работы в семестре (18 кр.), подготовки магистерской диссертации (15 кр.) и ИГАМ (6 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости специализированной подготовки магистра (60 кр. из 120).