1 Общие рекомендации по совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Национальный Фонд Подготовки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ Н.М.Розина, О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская.
Advertisements

1 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Эксперимент по введению зачетных единиц в дистанционном обучении О.М. Карпенко, М.Д. Бершадская, Н.С. Сельская, В.Н.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РАЗРАБОТКЕ ПРИНЦИПОВ НАЧИСЛЕНИЯ КРЕДИТОВ В ВПО РФ Бершадская М.Д. Денисович Л.И. Щирина И.В. Гадрани Л.А.
1 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ТРУДОЕМКОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОПРЯЖЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ Бершадская М.Д. Карпенко О.М. Щирина.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) «БАКАЛАВР»
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Харитонова О.В., начальник отдела образовательных стандартов и программ УМУ ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ УРОВНЯ МАГИСТРАТУРЫ 13.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Профессиональные стандарты и перечни СПО. Положение из Концепции ФГОС ПО – 4 «В отличие от ФГОС-3, разрабатывавшихся отдельно для каждой профессии и специальности.
Транксрипт:

1 Общие рекомендации по совершенствованию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Национальный Фонд Подготовки Кадров Министерство образования и науки РФ Современная гуманитарная академия Н.М. Розина О.М.Карпенко М.Д. Бершадская

2 Задачи развития стандартизации высшего образования с учетом требований Болонского процесса: введение зачетных единиц трудоемкости (кредитов); увеличение степени свободы вуза при формировании образовательных программ; расширение возможностей индивидуализации обучения. Недостатки действующих стандартов: Противоречия в нормативах трудоемкости – при одинаковом сроке обучения общая трудоемкость не является постоянной величиной; Отсутствие единого подхода к учету экзаменационных сессий в общем бюджете времени; Противоречия в учете факультативов в общем бюджете времени; «Многотемье» федерального компонента.

3 Принцип единства нормативов трудоемкости как основа стандартизации образования Единые параметры для определения трудоемкости образовательных программ ПараметрыБакалаврСпециалистМагистр Общая продолжительность обучения (в неделях) Общая продолжительность каникул, (в неделях) Резерв времени (нерабочие дни), в неделях 8104 Общая трудоемкость обучения, недели часы кредиты Учебный год, включая практики: трудоемкость без учета нерабочих дней и каникул; продолжительность учебного процесса с учетом нерабочих дней 40 недель = 60 кр., включая сессии; 42 недели Экзаменационные сессии Трудоемкость экзаменов, зачетов и курсовых работ учитывается в трудоемкости освоения дисциплины

4 Актуальность повышения самостоятельности вуза при формировании образовательной программы Степень свободы вуза в формировании образовательной программы определяется суммарным объемом: национально-регионального (вузовского) компонента циклов ГСЭ, ЕН, ОПД; специальных дисциплин, устанавливаемых вузом; дисциплин по выбору студента. Степень свободы вуза при формировании программ социально- экономического образования: действующие стандарты - в среднем 25% от общей трудоемкости обучения; зарубежные образовательные программы – не менее 40% дисциплин по выбору студента.

5 Предлагается: Принять минимальный объем дисциплин, устанавливаемых вузом, равным 40%; Включить в объем дисциплин, устанавливаемых вузом, в качестве обязательного элемента цикл «Дополнительная подготовка» (ДП) взамен цикла «Факультативы»; Ввести в цикл ДП (помимо военной подготовки) физическую культуру и дисциплины свободного выбора из разных областей знаний (как альтернативу военной подготовке); Устранить ограничения, связанные с жесткой привязкой электива к циклам дисциплин. Актуальность повышения самостоятельности вуза при формировании образовательной программы

6 Образовательный стандарт и индивидуализация обучения Объем дисциплин по выбору студента в действующих стандартах социально-экономического образования Направление (Специальность) Суммарный объем по циклам ГСЭ, ЕН, ОПД, СД ЧасыКредиты %, от нормативной трудоемкости Социология (бакалавр) (специалист) Политология (бакалавр) (подготовка специалиста) Экономические специальности , , , , , , От 520 до 1495От 14 до 42От 5 до 14

7 Образовательный стандарт и индивидуализация обучения Обязательный выбор составляет от 13 до 42 зачетных единиц, т.е. от 4% до 14% от нормативной трудоемкости (в зарубежных образовательных программах – минимум 40%). Предлагается: Увеличить обязательный объем дисциплин по выбору до % от нормативного количества кредитов при включении в этот объем трудоемкости цикла «Дополнительная подготовка»; Допустить вариативность вузовского компонента с целью увеличения объема дисциплин по выбору до 40-45%.

8 Федеральный компонент и базовое ядро образовательных программ В федеральный компонент образовательной программы входят: 1) федеральный компонент теоретического обучения ФД – дисциплины федерального компонента (базовое ядро, включая все виды промежуточного контроля – зачеты, экзамены, курсовые работы/проекты); итоговая государственная аттестация – ИГА; 2) практика – П. В существующих стандартах федеральный компонент теоретического обучения составляет более 70%. Предлагается ограничить трудоемкость освоения федерального компонента теоретического обучения пятьюдесятью процентами (50%) от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени.

9 Уменьшение объема федерального компонента теоретического обучения способствует выделению наиболее важных (базовых) дисциплин, без освоения которых немыслим специалист данного профиля. Совокупность этих учебных дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку выпускника в соответствии с требуемыми квалификационными характеристиками, составляет базовое ядро образовательной программы. Федеральный компонент и базовое ядро образовательных программ

10 Основные структурные элементы образовательных программ В качестве основных структурных элементов образовательных программ предлагаются: 1) Федеральный компонент (ФК); 2) Вузовский (региональный) компонент без жесткой привязки к циклам; 3) Дисциплины по выбору студента без жесткой привязки к циклам; 4) Дополнительная подготовка, включающая военную подготовку, физическую культуру и дисциплины свободного выбора из разных областей знаний (как альтернативу военной подготовке). Внутри федерального компонента предлагается: Объединить общепрофессиональные и специальные дисциплины в цикл профессиональных дисциплин – ПД. Выделить профессиональый блок ПБ, включающий цикл профессиональных дисциплин (ПД), практику и итоговую аттестацию ИГА.

11 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки бакалавра Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ФКФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика 96 ИГА Итоговая государственная аттестация 96 Р Вузовский (региональный) компонент 4530 ВДисциплины по выбору студента 4530 ДПДополнительная подготовка 2114 Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (111кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (9 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (120 кр. из 240).

12 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки дипломированного специалиста Индекс Структурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ФК Федеральный компонент (включая практику и итоговую аттестацию) ФД Дисциплины федерального компонента ППрактика 2416 ИГА Итоговая государственная аттестация 2114 Р Вузовский (региональный) компонент 5134 ВДисциплины по выбору студента 5436 ДПДополнительная подготовка 2114 Итого трудоемкость обучения Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (129 кр.) в сумме с трудоемкостью ИГА (21 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости (150 кр. из 300).

13 Отличительные признаки: учебная нагрузка выражена в зачетных единицах трудоемкости; объем федерального компонента теоретического обучения (суммарный объем дисциплин базового ядра ФД и итоговой государственной аттестации ИГА) составляет 50% от нормативного количества зачетных единиц соответствующей ступени; суммарный объем дисциплин, устанавливаемых вузом (вузовский (региональный) компонент, дисциплины по выбору студента и дополнительная подготовка), составляет не менее 40% (46% для бакалавра, 42% для специалиста); суммарный объем дисциплин по выбору студента и дополнительной подготовки (обязательный выбор) составляет не менее 25% (27% для бакалавра, 25% для специалиста). Основные структурные элементы образовательной программы подготовки бакалавра и дипломированного специалиста

14 Основные структурные элементы образовательной программы подготовки магистра ИндексСтруктурный элемент программы Трудоемкость КредитыНедели ДНМ.00 Дисциплины направления (федеральный компонент) 2114 СДМ.00 Специальные дисциплины (вузовский компонент) 2114 СДМ.01 Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы ДВМ.00Дисциплины по выбору студента1510 НИРМ.00Научно-исследовательская работа5738 НИРМ.01Научно-исследовательская работа в семестре 1812 НИРМ.02Научно-исследовательская практика 1812 НИРМ.03Научно – педагогическая практика 64 НИРМ.04Подготовка магистерской диссертации 1510 ИГАМ Итоговая государственная аттестация 64 Итого трудоемкость обучения12080 Трудоемкость освоения дисциплин направления (21 кр.) в сумме с трудоемкостью научно-исследовательской работы в семестре (18 кр.), подготовки магистерской диссертации (15 кр.) и ИГАМ (6 кр.) составляет 50% от общей трудоемкости специализированной подготовки магистра (60 кр. из 120).