Компьютерные технологии в инновационной деятельности и управлении качеством на предприятии Дисциплина для магистерской подготовки по направлению «Радиотехника» Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., доцент Великий Новгород, 2012
Лекция 4 ( ) Функциональное моделирование процессов образовательной деятельности при проектировании комплексов автоматизированных дидактических средств
Процессный подход Стандарты ISO серии 9000
Модель процесса обучения в вузе
Образовательная деятельность Основная цель процесса: Научить студентов …. (сформировать комплекс ЗУН, предоставить «образовательную услугу», выполнить учебную нагрузку,…) Основная цель процесса: Создать условия для «научения» студентов (программа, расписание аудитории, преподаватели, методическое обеспечение, …..) Подготовка учебного процесса Проведение учебного процесса Аттестация выпускников Цель управления процессом: обеспечить минимальные отклонения от требований От политики, миссии, стратегических целей
Понятия, относящиеся к процессам и продукции (п.3.4 ГОСТ Р ИСО )
Жизненный цикл продукции/услуги как взаимосвязь процессов Жизненный цикл (ЖЦ) продукта, как его определяет стандарт ISO :1994, это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта.
Схема замкнутого цикла управления процессом
ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Постоянное улучшение СМК Модель СМК на основе процессного подхода Измерение, анализ, улучшение 7.Выпуск продукции Ответственность руководства ПОТРЕБИТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (4.2,4.9,4.10) (4.3) (4.4) (4.6) (4.7,4.8,4.9,4.10, 4.12,4.15,4.19) (4.13) (4.2) (4.2,4.5) (4.2) (4.5) (4.16) (4.1) (4.1,4.18) (4.1,4.9) (4.9) (4.1,4.2) (4.3) (4.1) (4.1,4.2) (4.1) (4.2) (4.10,4.17,4.20) (4.9,4.10,4.17,4.20) (4.13) (4.14,4.20) (4.1,4.14) Продукция ВыходВход Деятельность, добавляющая ценность (стоимость) Информационный поток 6.Менеджмент ресурсов 4.СМК ИСО9001:2008 ИСО9001:1994
Обобщенная схема взаимодействия (или обобщенная карта) типовых процессов ОУ
Цикл PDCA в проектировании
ГОСТ Р МЭК
Стандарты ИСО/МЭК серии Информационная технология. Менеджмент услуг
ГОСТ Р ИСО/МЭК («Information technology – Service management )
ГОСТ Р ИСО/МЭК ISO/IEС :2005 «Information technology – Service management – Part 1: Specification»
Применение методики «Plan-Do-Check-Act» (PDCA) к процессам управления услугами
SADT (Structured Analysis and Design Technique) IDEF (Integrated DEFinition)
Методология структурного анализа и проектирования (SADT) SADT (Structured Analysis and Design Technique) - методология структурного анализа и проектирования. Разработана специально для того, чтобы облегчить описание и понимание искусственных систем, попадающих в разряд средней сложности. В 1980 году методология SADT была стандартизирована и стала называться IDEF (Integrated DEFinition). С 1984 года IDEF вошла в семейство стандартов CALS и насчитывает сейчас около 10 модификаций.
Системный подход на базе IDEF ОБЪЕКТ - Организация - СМК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛОГИКИ ПРОЦЕССОВ (модель потоков) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛОГИКИ ПРОЦЕССОВ (модель потоков) IDEF 3 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ДАННЫХ (информационная модель) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ДАННЫХ (информационная модель) IDEF 1x ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССОВ (функциональная модель) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОЦЕССОВ (функциональная модель) IDEF 0 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ (параметрическая модель) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ (параметрическая модель) IDEF 2
Составляющие методологии IDEF Составляющая методологии Краткое описание составляющей IDEF0 Функциональное моделирование, отражающее структуру и функции систем и потоки информации IDEF1 Информационное моделирование, отражающее структуру и функции информационных потоков IDEF1XМоделирование данных IDEF3 Моделирование потока процессов IDEF4Объективно-ориентированное проектирование и анализ IDEF5 Определение антологий IDEF9Моделирование требований
Процесс как структура
Стандарт ГОСТ Р Процессный подход Примечание. Кроме того, ко всем процессам может применяться методология, известная как цикл «Plan - Do - Check - Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так: Планирование (plan): разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; Осуществление (do): внедрите процессы; Проверка (check): постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; Действие (act): предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.
Процесс как структура
Процесс как элемент системы процессов
Учебное задание Изучить содержание Главы 3 электронного учебника «Информационные технологии в организации учебного процесса»; Выполнить функциональное моделирование учебного процесса по дисциплине «……» с учетом требований ФГОС по направлению «……» Примечание: учебные материалы размещены на портале НовГУ (учебные материалы > Исаев Владимир Александрович > КТ в ИД и УК на предприятии > …)
Список литературы 1.Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, Н.В. Ладыженская, М.Л. Кондакова; Под ред.Е.С.Полат. М.: Академия, с. 2.Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия: Слов.: Учеб. пособие/ Е.В. Ширшов. Ростов н/Д: Феникс, с. 3. Соловов А.В.Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. – Самара: «Новая техника», – 462 с. 4.Усков В. Л., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе сети Интернет // Информационные технологии. – Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Учебное пособие.- Самара:СГАУ, с.
Список литературы (продолжение) 6.Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. Пособие для вузов.- М.: Академия, с. 7. Мартынов Д. Функциональное моделирование – для анализа материально-информационных систем // Стандарты и качество С Осадчий А.И. Методы и модели создания учебного фона при проведении компьютерных деловых игр // Инновации С Кэурулайнен Х. Электронное порфолио как инструмент оценки компетенций // Высшее образование в России С Пантелеев Е.Р. Средства поддержки жизненного цикла Web- обучения в инструментальном комплексе ГИПЕРТЕКСТ 2.0 // Информационные технологии С
Приложение Р Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
Р Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Постоянное улучшение СМК Модель СМК на основе процессного подхода Измерение, анализ, улучшение 7.Выпуск продукции Ответственность руководства ПОТРЕБИТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (4.2,4.9,4.10) (4.3) (4.4) (4.6) (4.7,4.8,4.9,4.10, 4.12,4.15,4.19) (4.13) (4.2) (4.2,4.5) (4.2) (4.5) (4.16) (4.1) (4.1,4.18) (4.1,4.9) (4.9) (4.1,4.2) (4.3) (4.1) (4.1,4.2) (4.1) (4.2) (4.10,4.17,4.20) (4.9,4.10,4.17,4.20) (4.13) (4.14,4.20) (4.1,4.14) Продукция ВыходВход Деятельность, добавляющая ценность (стоимость) Информационный поток 6.Менеджмент ресурсов 4.СМК ИСО9001:2008 ИСО9001:1994
Р Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
Спасибо за внимание! Тел.: (8162)