Задачи университета по разработке основных образовательных программ в соответствие с ФГОС и подготовка профессорско-преподавательского состава к их реализации Председатель учебно-методического совета Бабаевский П.Г «МАТИ» -Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского Ученый совет
Слайд 2 Состав компетентностно-ориентированных ООП образовательного стандарта вуза в соответствии с ФГОС учебный план, учебный план, календарный учебный график, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программы учебной и производственной практики, программы учебной и производственной практики, программы и оценочные средства для промежуточной и итоговой государственной аттестации, программы и оценочные средства для промежуточной и итоговой государственной аттестации, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся
Слайд 3а Задачи университета по разработке ООП (в соответствие с разделами утвержденной на Ученом совете МАТИ Программы разработки внутривузовской учебно-методического обеспечения и методической нормативно-правовой базы для внедрения уровневой системы ВПО и перехода на ФГОС и доклада ректора на Ученом совете г. «Об итогах работы университета в 2009/2010 учебном году и задачи на новый учебный год): Формирование перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов, их профилей и специализаций, планируемых к реализации в университете с учетом возможности продления имеющихся лицензий и получения новых. Формирование перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов, их профилей и специализаций, планируемых к реализации в университете с учетом возможности продления имеющихся лицензий и получения новых. Формирование (на основе обобщенного анализа ФГОС направлений подготовки и предложенных кафедрами проектов программ) унифицированных перечней дисциплин и их трудоемкости в зачетных единицах по циклам дисциплин ГСЭ, МиЕН и ОП для всего университета направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов и/или их укрупненных групп. Формирование (на основе обобщенного анализа ФГОС направлений подготовки и предложенных кафедрами проектов программ) унифицированных перечней дисциплин и их трудоемкости в зачетных единицах по циклам дисциплин ГСЭ, МиЕН и ОП для всего университета направлений подготовки бакалавров, магистров и специалистов и/или их укрупненных групп.
Слайд 3б Задачи университета по разработке ООП (продолжение) Разработка (с учетом общего бюджета времени, графика обучения, унифицированных перечней дисциплин, их трудоемкости и распределения по годам (курсам) и семестрам обучения) макетов и проектов базовых компетентностно-ориентированных учебных планов (с использованием зачетных единиц как меры трудоемкости освоения ООП) и программ унифицированных дисциплин для каждого направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом их профилей и специализаций. Разработка (с учетом общего бюджета времени, графика обучения, унифицированных перечней дисциплин, их трудоемкости и распределения по годам (курсам) и семестрам обучения) макетов и проектов базовых компетентностно-ориентированных учебных планов (с использованием зачетных единиц как меры трудоемкости освоения ООП) и программ унифицированных дисциплин для каждого направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом их профилей и специализаций. Повышение квалификации и переподготовка ППС по вопросам введения уровневой системы ВПО, разработки и реализации ООП ВПО различного уровня в соответствии с ФГОС. Повышение квалификации и переподготовка ППС по вопросам введения уровневой системы ВПО, разработки и реализации ООП ВПО различного уровня в соответствии с ФГОС. Создание методической нормативно-правовой базы университета для реализации уровневой системы ВПО и работы по ФГОС. Создание методической нормативно-правовой базы университета для реализации уровневой системы ВПО и работы по ФГОС.
Слайд 4. Направления подготовки бакалавров (.62), магистров (.68) и специалистов (.65), выбранные факультетами и кафедрами для реализации с 2011 г (Приложение к приказу 679 от г.) 1-й факультет (2 направления подготовки бакалавров и 3 – магистров ) : Металлургия; Материаловедение и технологии материалов; Автоматизация технологических процессов и производств; Менеджмент; Фундаментальная информатика и информационные технологии. 2-й факультет (3 направления подготовки бакалавров, 3 – магистров и 4 - специалистов ) : , Ракетные комплексы и космонавтика; , Двигатели летательных аппаратов; , Информатика и вычислительная техника; Самолето- и вертолетостроение; Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов; Проектирование авиационных и ракетных двигателей; Испытание летательных аппаратов. ( Примечания: 1. По направлениям подготовки специалистов в настоящее время отсутствуют утвержденные ФГОС; 2. Ф акультету необходимо уточнить выбор специальностей)
Слайд 5. Выбранные направления подготовки (продолжение) 3-й факультет (6 направлений подготовки бакалавров и 5 – магистров): , Конструирование и технология электронных средств; , Приборостроение; Лазерная техника и лазерные технологии *); , Материаловедение и технологии материалов; , Информатика и вычислительная техника; , Системный анализ и управление.(*Примечание: отсутствует утвержденный ФГОС) 4-й факультет (3 направления подготовки бакалавров и 1 – магистров): , Материаловедение и технологии материалов; Нанотехнологии и микросистемная техника; Биотехнические системы и технологии. 5-й факультет ( 5 направлений подготовки бакалавров и 5 – магистров): , Прикладная механика; , Стандартизация и метрология; , Информатика и вычислительная техника; , Фундаментальная информатика и информационные технологии; , Прикладная математика и информатика и вычислительная техника.
Слайд 6. Выбранные направления подготовки (продолжение) 6-й факультет (5 направлений подготовки бакалавров и 5 – магистров): , Экономика; , Менеджмент; , Техносферная безопасность; , Управление качеством; , Информатика и вычислительная техника. 7-й факультет (ИМПиСТ) (6 направлений подготовки бакалавров и 2 – магистров) : , Менеджмент; Реклама и связи с общественностью; Документоведение и архивоведение; Лингвистика; Организация работы с молодежью; , Инноватика ( отсутствует утвержденный ФГОС); Государственное и муниципальное управление (направление включено в перечень подготовки бакалавров, но отсутствует утвержденный ФГОС); 14-й факультет (Ступино) (5 направлений подготовки бакалавров): Материаловедение и технологии материалов ; Двигатели летательных аппаратов; Автоматизация технологических процессов и производств; Менеджмент; Информатика и вычислительная техника
Слайд 7. Сформированные унифицированные перечни дисциплин и их суммарные трудоемкости в зачетных единицах по циклам ГСЭ, МиЕН дисциплин: Цикл ГСЭ: практически для всех направлений подготовки в университете - 36 з.е. Цикл МиЕН: для трех укрупненных групп направлений подготовки: Гуманитарные науки, Социальные науки, Экономика - 19 з.е.; Металлургия, машиностроение и материалообработка, Авиационная и ракетнокосмическая техника, Приборостроение и оптотехника, Электронная техника, радиотехника и связь, Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды - 37 з.е. –модули 1, 14 з.е. – модули 2); Физико-математические науки, Автоматика и управление, Информатика и вычислительная техника - 31 з.е.
Слайд 8. Сформированные унифицированные перечни дисциплин и их суммарные трудоемкости в зачетных единицах по циклу ОПД для пяти укрупненных групп направлений подготовки бакалавров : Металлургия, машиностроение и материалообработка (70 з.е. –модули 1, 11 з.е. – модули 2); Авиационная и ракетнокосмическая техника (73 з.е. –модули 1, 8 з.е. – модули 2); Авиационная и ракетнокосмическая техника (73 з.е. –модули 1, 8 з.е. – модули 2); Приборостроение и оптотехника (55 з.е. – модули 1, 2 з.е. – модули 2); Электронная техника, радиотехника и связь (45 з.е.); Информатика и вычислительная техника (63 з.е. –модули 1, 7 з.е. – модули 2);
Слайд 9. Унифицированный перечень и трудоемкость дисциплин учебных планов подготовки магистров УМС университета рекомендовано в нести в учебные планы подготовки магистров следующий перечень и трудоемкость унифицированный дисциплин: – «Иностранный язык» – 4 з.е., – «Философские вопросы естествознания, социальных и гуманитарных наук» - 5 з.е. (Примечание: название дисциплин может быть изменено с учетом требований ФГОС и вступительных экзаменов в аспирантуру);
Слайд 10. Изменения и дополнения в перечне и трудоемкости унифицированных дисциплин учебных планов подготовки бакалавров (рекомендации УМС университета с учетом опыта разработки базовых учебных планов) 1. Для дисциплины «Физика» в учебных планах подготовки бакалавров по установить трудоемкость в 10 з.е. с разбивкой на три семестра по 4, 3 и 3 з.е, а для направлений по информационным технологиям – 7 з.е на два семестра по 4 и 3 з.е. 2. Разрешить кафедрам, у которых унифицированная дисциплина является профилирующей, самостоятельно устанавливать трудоемкость дисциплины и разбивку ее по семестрам. 3. Для учебного плана направления подготовки «Лингвистика» установить трудоемкость унифицированной дисциплины «Математика» в 5 з.е.
Слайд 11. Изменения и дополнения в перечне и трудоемкости унифицированных дисциплин учебных планов подготовки бакалавров (продолжение) 4. Для направления «Информатика и вычислительная техника» вывести из числа унифицированных дисциплину «Основы теории автоматического управления», а трудоемкость дисциплин «Архитектура ЭВМ и систем» и «Операционные системы» установить в 6 и 5 з.е., соответственно. 5. Разрешить переименовывать унифицированную дисциплину «Производственный менеджмент» в дисциплину «Экономика и управление предприятием» при сохранении ее трудоемкости и семестра проведения, установленных в макете учебного плана. 6. Вывести из числа унифицированных для учебных планов подготовки бакалавров по направлениям техники и технологии дисциплины «Информатика», «Прикладная гидродинамика» и «Теплотехника и основы теплопередачи» в связи с отсутствием разработанных программ курсов.
Слайд 12. Разработка макетов и проектов базовых компетентностно- ориентированных учебных планов и программ унифицированных дисциплин для каждого направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов с учетом их профилей и специализаций. 1.Разработаны (с учетом общего бюджета времени, графика обучения, унифицированных перечней дисциплин, их трудоемкости и распределения по годам (курсам) и семестрам обучения) и утверждены УМС университета макеты базовых учебных планов подготовки бакалавров и магистров и программ унифицированных дисциплин. 2. Разработаны (с использованием макетов и с учетом профилей подготовки) и рассмотрены на УМС университета базовые компетентностно-ориентированные учебные планы подготовки бакалавров по 28 направлениям. 3.Разрабатываются (с использованием макетов) базовые компетентностно-ориентированные учебные планы подготовки магистров по 24 направлениям и программы унифицированных дисциплин ООП подготовки бакалавров и магистров. 4.УМС университета рекомендовано кафедрам университета при формировании рабочего учебного плана бакалавров предусматривать Государственный экзамен, а при формировании учебного плана магистров решение о введении Государственного экзамена принимать на Ученом совете факультета, направляя в учебно-методический совет университета выписку из решения Совета.
Слайд 13 Повышение квалификации и переподготовка ППС по вопросам введения уровневой системы ВПО, разработки и реализации ООП ВПО различного уровня в соответствии с ФГОС Систематически проводятся курсы повышения квалификации ППС МАТИ на ФПК университет по программе «Особенности реализации уровневого образования в техническом университете» в объеме 72 часов: в 2009 г. получили удостоверения 94 человека (2 потока); в 2010 г после 1-го (весеннего) потока получили удостоверения 60 человек; в настоящее время проходят подготовку более 100 человек. Систематически проводятся курсы повышения квалификации ППС МАТИ на ФПК университет по программе «Особенности реализации уровневого образования в техническом университете» в объеме 72 часов: в 2009 г. получили удостоверения 94 человека (2 потока); в 2010 г после 1-го (весеннего) потока получили удостоверения 60 человек; в настоящее время проходят подготовку более 100 человек. Повышение квалификации ППС МАТИ в других вузах на бюджетной/внебюджетной основе: Повышение квалификации ППС МАТИ в других вузах на бюджетной/внебюджетной основе: Повысили квалификацию в 2008/2009 учебном году 36 (7/29) человек и в 2009/2010 г (10/34) человека; Повысили квалификацию в 2008/2009 учебном году 36 (7/29) человек и в 2009/2010 г (10/34) человека; план на 2010/2011 г. 45 (11/34) человек. план на 2010/2011 г. 45 (11/34) человек.
Слайд 14 Задачи по разработке методической нормативно- правовой базы университета для внедрения уровневой системы ВПО и перехода на ФГОС Разработка методического обеспечения (положений, программ, контрольных заданий, вопросов, тестов) для практик и итоговой государственной аттестации, а также для самостоятельной работы студентов (программ и норм времени работы). Разработка методического обеспечения (положений, программ, контрольных заданий, вопросов, тестов) для практик и итоговой государственной аттестации, а также для самостоятельной работы студентов (программ и норм времени работы). Разработка внутривузовских положений по организации и проведению воспитательной работы при внедрении уровневой системы ВПО и переходе на ФГОС. Разработка внутривузовских положений по организации и проведению воспитательной работы при внедрении уровневой системы ВПО и переходе на ФГОС. Разработка положений и освоение программного обеспечения для автоматизации планирования, распределения и оценки нагрузки кафедр и ППС при оценке трудоемкости освоения дисциплин (модулей) и других видов работ студентов в зачетных единицах, использовании новых образовательных технологий, видов и форм занятий, других изменений в организации и проведении учебной, воспитательной и методической работы при внедрении преимущественно уровневой системы ВПО с переходом на ФГОС. Разработка положений и освоение программного обеспечения для автоматизации планирования, распределения и оценки нагрузки кафедр и ППС при оценке трудоемкости освоения дисциплин (модулей) и других видов работ студентов в зачетных единицах, использовании новых образовательных технологий, видов и форм занятий, других изменений в организации и проведении учебной, воспитательной и методической работы при внедрении преимущественно уровневой системы ВПО с переходом на ФГОС.
Слайд 15 Предлагаемые УМС МАТИ примерные нормы трудоемкости основных видов самостоятельной учебной работы студентов Курсовой проект: 1,0 – 2 з.е.(36 – 72 часа); в настоящее врем 40 часов. Курсовая работа: 0,5 - 1,0 з.е. (18 – 36 часов) в настоящее врем 20-30часов. Реферат: 0,5 - 0,75з.е.(18 – 27 часов). Расчетно-графическая работа: 0,25 (9 часов). Подготовка к тестированиям (коллоквиумам): 0,5 х число час. лк. Подготовка к контрольным работам: 2 часа на 1 контрольную работу). Подготовка к защите лабораторных работы: 1 час на 1 л.р. Подготовка к семинарским и/или практическим занятиям: 1 час на 1 занятие.
Слайд 16 Проект решения Ученого совета 1. Принять за основу (с учетом изменений и дополнений) разработанные базовые учебные планы по направлениям подготовки бакалавров и магистров, планируемым к реализации в университете с 2011 г. Изменения в утвержденные базовые учебные планы вносить только решением Ученого совета университета. 2. Деканам факультетов направить согласованные с Учебно-методическим советом и Учебно-методическим управлением окончательные варианты этих планов Главному ученому секретарю университета для утверждения их Ученым советом университета к 15 ноября 2010 г. Ответственные: УМС и УМУ университета, деканы факультетов 3. Заведующим кафедрами, планируемыми к реализации унифицированных дисциплин, направить в Учебно- методическое управление для ознакомления факультетов и кафедр и утверждения Ученым советом университета окончательные варианты программ дисциплин к 1 ноября 2010 г. Ответственные: УМС и УМУ университета, заведующие кафедрами, реализующими унифицированные дисциплины.
Слайд 17 Проект решения Ученого совета ( продолжение ) 4. Разработать в полном составе и утвердить компетентностно-ориентированные ООП по выбранным направлениям, профилям и специализациям подготовки бакалавров, магистров и специалистов Отв. профилирующие кафедры и и факультеты, УМУ и УМС университета Срок: г. 5. Продолжить выполнение плана повышения квалификации и переподготовка ППС по вопросам введения уровневой системы ВПО, разработки и реализации ООП ВПО различного уровня в соответствии с ФГОС Отв. ФПК, УМУ и УМС университета Срок: постоянно 6. Разработать и утвердить внутривузовские положения по организации и проведению учебной, воспитательной и методической работы при внедрении преимущественно уровневой системы ВПО и переходе на ФГОС Отв. УМУ и УМС университета Срок: г.
Слайд 18 Проект решения Ученого совета ( продолжение ) 7. Рекомендовать кафедрам университета предусматривать Государственный экзамен при формировании рабочего учебного плана подготовки бакалавров, а для учебного плана подготовки магистров решение о введении Государственного экзамена принимать самостоятельно, направляя в учебно-методический совет университета выписку из решения Ученого совета факультета. 8. Утвердить предлагаемые УМС МАТИ примерные нормы трудоемкости основных видов самостоятельной учебной работы студентов.