1 Научно - практическая конференция «Юные исследователи окружающей среды» Научно - практическая конференция «Юные исследователи окружающей среды»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ "Новопоселеновская СОШ" Курского района Курской области ПРОЕКТ «БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ» Здоровье – это гармония и стабильность биоритмов Выполнили: обучающиеся.
Advertisements

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 36.
Работу выполнила: Адиганова Надежда ученица 11 м класса; Руководитель проекта социальный педагог МБОУ СОШ 7 Новосёлова Нина Викторовна.
« Влияние режима дня школьника на его успеваемость » « Влияние режима дня школьника на его успеваемость » Работу выполнила : ученица 10 Б класса Юдина.
Биоритмы - внутренние часы человека Работу выполнила: Баскакова Карина Сергеевна Группа 101 ск Руководитель Галямова Альбина Аликовна.
Биологические ритмы и работоспособность Швалова Полина 9 В.
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Тюменцевский районный Центр детского творчества» С. Тюменцево, Тюменцевский.
Каждый родитель и учитель желает видеть своих детей успешными. А что такое успешность? Почему кто-то в своей жизни добивается очень многого: получает.
Влияние биоритмов на физическую работоспособность Учащихся Исследовательская работа.
Особенности хронотипа студентов технического вуза Бровина К.С. – ИЭФБ, 1 курс Научный руководитель – доцент Чеснокова В.Н.
ВЛИЯНИЕ БИОРИТМОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Авторы: ученица 10 «г» класса Моторина Анастасия Руководители: учитель биологии, высшей категории МОУ лицея.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЕ ЗДОРОВЬЕ» ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ СНА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ИСПОЛНИТЕЛЬ – ПОНОМАРЕВ ИГОРЬ.
Зачем нужен сон??? ВЫПОЛНИЛ: ДРОНОВ ИЛЬЯ 2 «А» КЛАСС РУКОВОДИТЕЛЬ: РУБЛЕВСКАЯ О.А.
» МБОУ «Романовская СОШ» Тема: Влияние биоритмов на организм подростка. Выполнила ученица 8-Б класса Моргач Надежда Руководитель: Афанасьева Галина Николаевна.
Исследовательская работа "Люди как птицы"
Сон и здоровье Проектная работа учениц 8а класса Шутилиной Анны и Савченко Лизы Руководитель Кравцова Т.Н.
Бутурлиновская средняя общеобразовательная средняя школа 7 За здоровый образ жизни Подготовила учитель биологии Климова С.В год.
Изучение состояния эффективности работы и объема кратковременной памяти старшеклассников в зависимости от индивидуального хронотипа Гуща Алена МОУ Комарьевская.
Утренняя зарадка. Выполнен ученицей 11 Б класса МОУ «СОШ 23 » города Находки Приморского края Нейфельд Светланой. Научный руководитель: Учитель физкультуры Жук Лариса Витальевна.
Влияние соблюдения режима дня на успеваемость школьников. МОУ «Гимназия 5» Работу выполнил Ученик 3 в класса Суетин Даниил Руководитель: Морозова Г.П.
Транксрипт:

1 Научно - практическая конференция «Юные исследователи окружающей среды» Научно - практическая конференция «Юные исследователи окружающей среды»

2 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1» Тевризского муниципального района Омской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1» Тевризского муниципального района Омской области Выполнила: Выполнила: Колпакова Яна - учащаяся 9 б класса Колпакова Яна - учащаяся 9 б класса МОУ «Тевризская средняя МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1» общеобразовательная школа 1» Руководитель: Каратцова Наталья Руководитель: Каратцова Наталья Александровна - учитель географии, Александровна - учитель географии, МОУ «Тевризская средняя МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1». общеобразовательная школа 1». Тевриз 2009 год. Тевриз 2009 год. ТЕМА: ТЕМА: «Влияние биоритмов на работоспособность работоспособность школьников» школьников»

3 Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы отмеряют время. Биологические ритмы – это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий. Биологические ритмы – это регулярное периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний и событий. Изучение биоритмов организма человека позволяет научно обосновать особенности жизнедеятельности человека, дать рекомендации по улучшению его. Изучение биоритмов организма человека позволяет научно обосновать особенности жизнедеятельности человека, дать рекомендации по улучшению его. Введение

4 Введение Введение Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации сна, но и для ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при заболевании искажается. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации сна, но и для ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при заболевании искажается. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма. По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма. В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.

5 Введение Введение «Биологические часы» в организме – отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. «Биологические часы» в организме – отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку. Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку. Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д., и т.п. Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д., и т.п.

6 Гипотеза Гипотеза Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности. Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм школьника будет способствовать повышению их работоспособности.

7 Цель работы Цель работы Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. школьников.

8 Задачи: 1. Изучить теорию вопроса. 1. Изучить теорию вопроса. 2. Провести тестирование учащихся 2. Провести тестирование учащихся МОУ «Тевризская средняя МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1» по общеобразовательная школа 1» по определению биоритмов школьников. определению биоритмов школьников. 3. Проанализировать полученные 3. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с данные и выявить их взаимосвязь с особенностями работоспособности особенностями работоспособности обучающихся МОУ «ТСОШ1». обучающихся МОУ «ТСОШ1». 4. Разработать рекомендации по 4. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности улучшению работоспособности обучающихся. обучающихся.

9 Степень изученности вопроса Мы внимательно познакомились с литературой, в которой Мы внимательно познакомились с литературой, в которой рассматривается эта тема: рассматривается эта тема: 1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. 1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия,1977. Россия, Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. 2. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, М.: Физкультура и спорт, АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический 3. АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в 4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. 6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. Л. Наука, Л. Наука, Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М.Знание, Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М.Знание, Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов).– 8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов).– М.Знание, М.Знание, 1999.

10 Степень изученности вопроса В настоящее время этот вопрос становится более актуален среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме. Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов. Идея ритмического течения процессов в природе и человеческой жизнедеятельности имела приверженцев ещё в самый ранний период развития естествознания. Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов. Идея ритмического течения процессов в природе и человеческой жизнедеятельности имела приверженцев ещё в самый ранний период развития естествознания. Мы заинтересовались, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе. Мы заинтересовались, а как обстоит дело с этим вопросом у нас, в школе.

11 Объект изучения Объект изучения Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «ТСОШ1». Объект исследования: суточная активность организма обучающегося МОУ «ТСОШ1».

12 Место и сроки проведения данного исследования Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение Изучение влияния биоритмов на работоспособность обучающихся проводилось в течение уч. г уч. г. В исследовании были охвачены учащиеся В исследовании были охвачены учащиеся 1-11 классов 1-11 классов МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1». МОУ «Тевризская средняя общеобразовательная школа 1».

13 Исследовательская работа Методика исследовательской работы Произведено тестирование учащихся МОУ "Тевризской средней образовательной школы 1" с последующей обработкой результатов. Собран и проанализирован материал разных возрастных групп школьников, что позволило сделать общие выводы по теме исследования. На основе полученных данных были разработаны рекомендации для обучающихся по улучшению их работоспособности с учетом биоритмов.

14 Методика исследовательской работы О Основной задачей исследовательской р работы было выявить (при помощи т тестирования, анализа, наблюдения и к контроля) влияние биологических ритмов на р работоспособность обучающихся. Г Главная задача данного исследования – р рассмотреть человека, его структурные и ф функциональные процессы не только в п пространстве, но и во времени, в тесном в взаимодействии с окружающей средой. В Вторая задача заключается в следующем – о определить коллективный биологический п профиль каждой возрастной группы и исследуемых обучающихся, помочь им в п повышении работоспособности, с учетом о особенностей биоритмов

15 Тест «Определение биоритмов» Тест «Определение биоритмов» Когда вы любите вставать в свободный день? Когда вы любите вставать в свободный день? С 5.00 до 6.30 (5) С 5.00 до 6.30 (5) С 6.30 до 8.00(4) С 6.30 до 8.00(4) С 8.00 до 9.30(3) С 8.00 до 9.30(3) С 9.30 до (2) С 9.30 до (2) С до (1) С до (1) 2. Когда вы предпочитаете ложиться спать. Если нет планов на завтра? 2. Когда вы предпочитаете ложиться спать. Если нет планов на завтра? С до (5) С до (5) С до (4). С до (4). С до 0.(3) С до 0.(3) С 0 до 1.30(2) С 0 до 1.30(2) С 1.30 до 3.00 (1) С 1.30 до 3.00 (1) 3. Всегда ли вы можете рано вставать без будильника? 3. Всегда ли вы можете рано вставать без будильника? Всегда(5) Всегда(5) Иногда(4) Иногда(4) Редко(3) Редко(3) Никогда(1) Никогда(1) 4. Легко ли вы встаете утром? 4. Легко ли вы встаете утром? Очень тяжело(1) Очень тяжело(1) Достаточно тяжело(2) Достаточно тяжело(2) Сравнительно легко(3) Сравнительно легко(3) Очень легко(4) Очень легко(4) 5. Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания? 5. Насколько вы бодры в первые полчаса после вставания? Большая вялость(1) Большая вялость(1) Небольшая вялость(2) Небольшая вялость(2) Относительно деятелен(3) Относительно деятелен(3) Очень деятелен(4) Очень деятелен(4) 6. Какой у вас аппетит после вставания? 6. Какой у вас аппетит после вставания? Нет аппетита(1) Нет аппетита(1) Слабый аппетит(2) Слабый аппетит(2) Сравнительно хороший(3) Сравнительно хороший(3) Очень хороший(4) Очень хороший(4) 7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания? 7. Как вы себя чувствуете в первые полчаса после вставания? Очень усталый(1) Очень усталый(1) Немного усталый(2) Немного усталый(2) Относительно бодрый(3) Относительно бодрый(3) Очень бодрый(4) Очень бодрый(4) 8. Если у вас завтра нет ни каких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным днем? 8. Если у вас завтра нет ни каких дел, когда вы ложитесь спать по сравнению с обычным днем? Почти всегда как обычно(4) Почти всегда как обычно(4) Позже на час(3) Позже на час(3) Позже на 2 часа(2) Позже на 2 часа(2) Позже более чем на 2 часа(1) Позже более чем на 2 часа(1) 9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время? 9. Занятия физкультурой по утрам между 7 и 8 часами для вас благоприятное время? Да(4) Да(4) До 21.00(5) До 21.00(5) 10. Когда вы настолько устаете, что должны лечь спать? 10. Когда вы настолько устаете, что должны лечь спать? До 22.00(4) До 22.00(4) До 0.30.(3) Довольно тяжело(1) До 0.30.(3) Довольно тяжело(1) До 2.00( 2) До 2.00( 2) После 2.00(1) После 2.00(1) 11. Когда у вас период высшей работоспособности? 11. Когда у вас период высшей работоспособности? С8.00 до 10.00(6) С8.00 до 10.00(6) С до (4) С до (4) С до 17.00(2) С до 17.00(2) С до 21.00(0) С до 21.00(0) 12. Если вы ложитесь спать в 23 часа, вы очень усталый? 12. Если вы ложитесь спать в 23 часа, вы очень усталый? Очень(5) Очень(5) Относительно(3) Относительно(3) Слегка(2) Слегка(2) Совсем нет(0) Совсем нет(0) 13. Если вы заснули позже обычного, а завтра нет дел, когда вы встанете? 13. Если вы заснули позже обычного, а завтра нет дел, когда вы встанете? Как обычно(4) Как обычно(4) Как обычно, но подремлю(3) Как обычно, но подремлю(3) Как обычно, но снова засыпаю( 2) Как обычно, но снова засыпаю( 2) Позже чем обычно(1) Позже чем обычно(1) 14. Если вам пришлось бодрствовать ночью, как вы поступаете? 14. Если вам пришлось бодрствовать ночью, как вы поступаете? Сплю сразу после(1) Сплю сразу после(1) Перед ней дремлю, а сплю позже(2) Перед ней дремлю, а сплю позже(2) Перед ней сплю, а позже дремлю(3) Перед ней сплю, а позже дремлю(3) Полностью высыпаюсь перед этой ночью(4) Полностью высыпаюсь перед этой ночью(4) 15. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы? 15. Какое время вы выбираете для тяжелой физической работы? С8.00. до 10.00(4) С8.00. до 10.00(4) С до 13.00(3) С до 13.00(3) С до 17.00(2) С до 17.00(2) С до 21.00(1) С до 21.00(1) 16. Вас устраивает время занятий спортом от до 23.00? 16. Вас устраивает время занятий спортом от до 23.00? Да, полностью(1) Да, полностью(1) В общем да, буду не в плохой форме(2) В общем да, буду не в плохой форме(2) Не слишком(4) Не слишком(4) 17. Какой рабочий график вам предпочтительнее? 17. Какой рабочий график вам предпочтительнее? С до 4.00(1) С до 4.00(1) С 4.00 до 8.00(5) С 4.00 до 8.00(5) С 8.00 до 14.00(3) С 8.00 до 14.00(3) С до 18.00(2) С до 18.00(2) С до 24.00(1) С до 24.00(1) 18. В какое время вы почувствуете себя на высоте? 18. В какое время вы почувствуете себя на высоте? С до 5.00 и с до 23.00(1) С до 5.00 и с до 23.00(1) С 4.00 до 8.00(5) С 4.00 до 8.00(5) С 7.00 до 10.00(3) С 7.00 до 10.00(3) С до 16.00(3) С до 16.00(3) С до 21.00(2) С до 21.00(2) 19. Говорят – «Утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите? 19. Говорят – «Утренний» или «вечерний» человек. К какому типу вы себя относите? Четко к «утреннему»(6) Четко к «утреннему»(6) Пожалуй, к «утреннему»(4) Пожалуй, к «утреннему»(4) Индифферентный тип(3) Индифферентный тип(3) Скорее к «вечернему»(2) Скорее к «вечернему»(2) Четко к «вечернему»(0) Четко к «вечернему»(0)

16 Тестирование среди разных возрастных групп обучающихся МОУ "ТСОШ 1"

17 Результаты исследования Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. Анализируя проделанную работу по выявлению взаимосвязи биоритмов и работоспособности, было выявлено, что они непосредственно влияют на успешное освоение учебного материала школьником. Так в младших классах ребята успешно овладевают знаниями, т.к. они относятся в основном к активному в утренние часы хронотипу. Занятия у них проходят в первой половине дня, что повышает проявление их работоспособности в это время. Ребята успешно овладевают знаниями, активны на уроке, подвижны во время перемен. В 5-8 классах изменение хронотипа, проведение занятий в первой половине дня, негативно сказывается на работоспособности обучающихся. Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В старших классах ситуация становится еще более выраженной. В старших классах ситуация становится еще более выраженной.

18 В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее. В проделанной работе подтвердился тот факт, что у исследуемых школьников с утренним биологическим типом работоспособность выше в утренние часы. В вечернее же время показатели работоспособности ниже, а значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на детей в утренние часы и отрицательное - в вечернее. На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное – в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов. На исследуемых школьниках с вечерним типом биоритмы оказывают положительное влияние в вечернее время суток и отрицательное – в утреннее. А, значит, можно порекомендовать родителям, чьи дети относятся к «совам» обращать внимание на режим дня, и планировать его с учетом индивидуальных биологических часов. Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма. Было замечено, что у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой, как следствие, выявляется гармоническое согласование различных ритмичных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма. Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. Замечено также, что суточные изменения внутренних ритмов свойственные здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются.

19 Выводы Выводы Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д. Существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. Значит нужно учитывать биоритмы человека в планировании его деятельности в течение дня, суток, недели, и.т.д. На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя». На протяжении школьного обучения у детей изменяется хронотип от типичного «жаворонка» до «индифферентного голубя».

20 Заключение Заключение В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Обработка материала позволила разработать рекомендации по определении хронотипа человека, а так же по работе с детьми, относящимися к разным хронотипам. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.

21 Рекомендации Рекомендации 1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали пределенный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой – нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами. 1. Необходимо так планировать физические нагрузки, чтобы они не превышали пределенный уровень, и в то же время были стимулом для общего развития школьника. В этом случае учитывается два основных фактора, взаимодействующие между собой – нагрузка и конкретное функциональное состояние учащегося на данный момент. А, значит, ритм урока должен определяться не только внешними факторами, но и внутренними биологическими часами. Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников. Словом, при определении оптимальной нагрузки на уроке важно учитывать взаимодействие внутренних ритмов (биологических часов) с внешними факторами воздействия. Это следует учитывать учителям при работе с учащимися разного возраста, что позволит добиваться высоких результатов в обучении школьников. 2. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. 2. В работе с детьми педагогам необходимо учитывать, что существует прямая зависимость между факторами времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на работоспособность. 3. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом – во второй. 3. Важно также учитывать и тот факт, что дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом – во второй.

22 Литература: 1. Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия, Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия, Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. –М.: Физкультура и спорт, Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. –М.: Физкультура и спорт, АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. – Самара.:Учебная литература, АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. – Самара.:Учебная литература, Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. –Л. Наука, Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. –Л. Наука, Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М. : Знание, Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М. : Знание, Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). –М.: Знание, Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). –М.: Знание, 1999.