Вообще под понятием отношение в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относится и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Семья – это социальная группа, в которой функционируют те же механизмы, что и в обществе в целом. В ней есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который также наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.
Детско-родительские отношения – это не только отношения между родителем и ребенком, но и взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка. То есть формирование стиля семейного воспитания - это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечают и родитель, и ребенок.
« АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис
1. Уровень протекции в процессе воспитания 2. Степень удовлетворения потребностей ребенка 3. Количество и качество требований к ребенку в семье 4. Неустойчивость стиля воспитания 5.Расширение сферы родительских чувств 6.Предпочтение в подростке детских качеств 7.Воспитательная неуверенность родителя 8.Фобия утраты ребенка 9.Неразвитость родительских чувств 10.Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств 11.Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ребенка 12.Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола.
Минимальность санкций (шкала С-). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
61%
50%
60%
59%
Отсутствие наказания = вседозвленность.
В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
30%
50%
25%
32%
Отсутствие запретов = вседозволенность
Таким образом, по итогам диагностики детско-родительских отношений было выявлено, что наиболее характерным типом воспитания в семьях учащхся 4, 7 и 11 классов МОУ Боханская СОШ2 является отсутствие наказания и запретов по отношению к детям.
Наличие наказаний и требований по отношению к ребенку со стороны родителей является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности. Даже символическое наказание (без применения лишения важных для ребенка предметов, вещей, отношений) и наличие несложных в исполнении обязанностей у ребенка даст вам возможность воспитания ответственной, самостоятельной личности и поможет не допустить вседозволенности и распущенности вашего ребенка.
Психологическое здоровье детей является неотъемлемым критерием их здоровья и благополучия в целом. А семья – важнейший институт в становлении личности ребенка. Именно в семье ребенок получает важнейшие уроки в своей жизни. И дальше, наученный семей и вобравший в себя из нее всё то, что смогли ему дать близкие и родные люди, идет в жизнь….