«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта
Актуальность выбранной темы «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития» Президент Российской Федерации Д.Медведев Заседание Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ». Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ». Компетенция – это « знание в действии ». Компетенция понимается как способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции как личностная коммуникативная интеллектуальная социальная общекультурная
Задачи образования Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности « универсальных учебных действий », обеспечивающих « умение учиться », способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия В широком значении « универсальные учебные действия » - это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
У ниверсальны е учебны е действи я подразделяются на четыре блока : У ниверсальны е учебны е действи я подразделяются на четыре блока : личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание
Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают поиск и отбор необходимой информации общеучебные логические действия постановки и решения проблем
К оммуникативны е универсальные учебные действи я К оммуникативны е универсальные учебные действи я обеспечивают социальную компетентность планирование учебного сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли владение монологической и диалогической формами
Критерии оценки сформированности УУД у учащихся соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД
Взаимосвязь универсальных учебных действий КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия) разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности)
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Системно - деятельностный подход Основная педагогическая задача : организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Чему учить?обновлениесодержания Ради чего учить ?Ценностиобразования Как учить? обновление средств обучения
Спасибо за внимание !