«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе, а именно – в поэзии, т.к. она с ее мгновенностью мироощущения, силой и яркостью воплощения, смогла стать выразителем настроений эпохи.
А. Ахматова «Поэма без героя» Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве или против теченья, - Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…
Символизм - выражение идей посредством символов; поэзия намеков, иносказаний. Способствовали утверждению Пушкина как национального поэта, открыли значение Достоевского для русской культуры. Впервые провозгласили субъектом истории человеческую личность, приучили объемнее, глубже воспринимать поэзию, освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, метафоричность и музыкальность речи.
Представители: К. Бальмонт В. Брюсов А. Белый А. Блок
Акмеизм (от греч. «акме» – высшая степень чего-то) возник на отрицании мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Они хотели воспеть земной мир во всем многообразии, провозгласив высокую ценность земного, реального мира. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов
Представители: Н. Гумилев А.Ахматова О. Мандельштам М.Городецкий
Футуризм (от лат. «футурум» – будущее). Футуристы объявили классику и всю предшествующую литературу отжившим явлением, не соответствующим современности, выдвинув идею искусства, способного словом преобразовать мир. Они добивались обновления языка (поэтического), вели поиски нового ритма, рифмы, жанровых форм поэзии, делали ставку на лозунговость творчества.
Представители: И. Северянин В. Маяковский В. Хлебников
Поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин А. Толстой М. Цветаева