Разработка концепции Экологического кодекса Российской Федерации Пахомова Юлия Игоревна Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические механизмы охраны окружающей среды (проект концепции Экологического кодекса Российской Федерации) Докладчик: Боярчук Н.А.
Advertisements

Техническое регулирование в сфере охраны окружающей среды Романов Константин Владимирович заместитель начальника отдела Департамента государственной политики.
1 О проекте концепции Экологического кодекса Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России.
О национальной политике по охране окружающей среды и изменению климата Хакдодов М. М. Тренинг по изменению климата и политике 22 ноября, 2011 г.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Лекция 1. Концепция охраны окружающей среды в Российской Федерации.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ ЛИКВИДАЦИИ ПРОШЛОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА Заместитель начальника отдела Департамента государственной.
РЕФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Технический инспектор труда Кирилах Т.А.
Транксрипт:

Разработка концепции Экологического кодекса Российской Федерации Пахомова Юлия Игоревна Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России

2 «Об охране окружающей среды» «Об экологической экспертизе» «Об охране атмосферного воздуха» «Об отходах производства и потребления» «О животном мире» «Об особо охраняемых природных территориях» «Об охране озера Байкал» Международные Конвенции 16 Международные Конвенции 16 Основные Федеральные Законы Указы Президента России 15 Указы Президента России 15 Постановления Правительства Российской Федерации 140 Постановления Правительства Российской Федерации 140 Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации более Законы и правовые акты субъектов Российской Федерации более Современное состояние нормативной правовой базы Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Федеральные законы смежных отраслей права

3 Объективные предпосылки для разработки Экологического кодекса Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды характеризуется: - недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты общественных и государственных экологических интересов как важнейшего вида охраняемых правом интересов; - наличием противоречий, пробелов и разночтений; - наличием норм, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - наличием межотраслевых противоречий, требующих гармонизации с гражданским, ресурсным, административным и иным законодательством Российской Федерации; - отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений. Нормативная правовая база Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды характеризуется: - недостаточной самостоятельностью и целостностью для защиты общественных и государственных экологических интересов как важнейшего вида охраняемых правом интересов; - наличием противоречий, пробелов и разночтений; - наличием норм, мешающих развитию рыночных механизмов природопользования и охраны окружающей среды; - наличием межотраслевых противоречий, требующих гармонизации с гражданским, ресурсным, административным и иным законодательством Российской Федерации; - отсутствием комплексного подхода в правовом регулировании экологических отношений.

4 - п равовое обеспечение реализации конституционного права граждан на благоприятную окру жающую среду - создание экономических условий для экологизации экономики Российской Федерации - п равовое обеспечение реализации конституционного права граждан на благоприятную окру жающую среду - создание экономических условий для экологизации экономики Российской Федерации Основная идея разработки Экологического кодекса Совершенствование правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Основная цель разработки Экологического кодекса Основание для разработки Экологического кодекса Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от ) Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от р) Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от ) Экологическая доктрина Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от р)

5 обеспечение комплексного правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, соответствующее международным принципам экологической политики; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности ; повышение конкурентоспособности российской продукции и инвестиционной привлекательности российских предприятий на мировом рынке обеспечение комплексного правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, соответствующее международным принципам экологической политики; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности ; повышение конкурентоспособности российской продукции и инвестиционной привлекательности российских предприятий на мировом рынке Задачи Экологического кодекса:

6 Структура проекта Экологического кодекса РФ Общая часть Раздел I. Общие положения Раздел II. Обеспечение экологической безопасности Раздел III. Экологическая оценка намечаемой хозяйственной деятельности Раздел IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Раздел V. Информационное обеспечение охраны окружающей среды Раздел VI. Экологическая культура Раздел VII. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Раздел VIII. Международное сотрудничество Особенная часть Раздел IX. Охрана природных объектов и комплексов Раздел X. Территории с особым эколого-правовым статусом Раздел XI. Заключительные положения

7 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Основные понятия» Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию природных ресурсов непревышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления. Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию природных ресурсов непревышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления.

8 Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Положения раздела разрабатываются с учетом законодательства о техническом регулировании, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о радиационной безоласности в разрезе общего понятия национальной безопасности Устанавливаются меры обеспечения экологической безопасности (ЭБ) Устанавливаются и развиваются нормы права в отношении: - механизмов обеспечения ЭБ при обращении с отходами производства и потребления, опасными веществами, продукцией, материалами и т.д. - общие принципы и положения системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду - экологического контроля - экологического аудита и сертификации.

9 Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Обеспечение экологической безопасности» НАИЛУЧШАЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология производства определенного вида продукции из идентичного сырья, применяемая, по крайней мере, не менее чем на двух предприятиях в мире, с наименьшими показателями загрязнения окружающей среды и оборудование для использования которой доступно для приобретения на мировом рынке НАИЛУЧШАЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология производства определенного вида продукции из идентичного сырья, применяемая, по крайней мере, не менее чем на двух предприятиях в мире, с наименьшими показателями загрязнения окружающей среды и оборудование для использования которой доступно для приобретения на мировом рынке Список НСДТ утверждается и подвергается постоянному пересмотру федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды Решение о признании деятельности природопользователя по НСДТ принимает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующий орган субъекта Российской Федерации Устанавливается принцип нормирования негативного воздействия по показателям наилучших существующих доступных технологий

10 Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Плата за негативное воздействие на ОС Существующая ситуацияРезультат Расчет платы базируется на нормировании негативного воздействия с учетом санитарно-гигиенических нормативов. Отсутствует возможность зачета платы на целевые экологические мероприятия. Избыточно жесткие санитарно-гигиенические нормативы во многих случаях реально не обеспечиваются современным уровнем развития техники. Процедура выдачи разрешений и расчета платы одинакова для мелких и крупных природопользователей. Нет стимулов для внедрения экологически безопасных технологий. Субъективизм и коррупционная емкость системы выдачи экологических разрешений. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Порядок установления платы основан на новом принципе «отсчета» - от НСТД. Допустимое воздействие на окружающую среду устанавливается на уровне НСДТ. Природопользователи, использующие НСДТ, освобождаются от платежей за загрязнение на установленный период (3-5 лет). Повышение ставок платы за негативное воздействие на ОС, превышающее показатели НСДТ. Возможность зачета платы для внедрения НСДТ. Введение системы декларирования негативного воздействия на окружающую среду. Стимулирование внедрения экологически безопасных технологий Стимулирование развития рынка природоохранного оборудования и ресурсосберегающих технологий. Снижение бюрократических барьеров и коррупционной емкости разрешительной системы.

11 Р аздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Р аздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Штрафы за нарушения природоохранного законодательства Существующая ситуацияРезультат Штрафные санкции в размерах, предусмотренных КоАП, не оказывают существенного воздействия на предупреждение экологических нарушений. Нет стимулов для безусловного соблюдения требований природоохранного законодательства Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Существенное увеличение размеров штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Введение штрафов за представление недостоверных деклараций воздействия деятельности на ОС. Фискальные санкции (штрафы, суммы возмещения ущерба) должны существенно превышать затраты на осуществление превентивных мероприятий. Стимулируется безусловное соблюдение требований природоохранного законодательства и осуществления природоохранных мероприятий.

12 Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Возмещение вреда окружающей среде Существующая ситуацияРезультат Возмещение ущерба ОС на уровне 30-50% по предъявленным искам. Система страхования экологических рисков не создана. Накопление ущерба окружающей среде. Нет стимулов для проведения превентивных мероприятий по снижению экологических рисков. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Ужесточение нормативной базы возмещения ущерба от несанкционированных воздействий на окружающую среду и аварий. Включение страховых издержек в себестоимость продукции. Стимулирование превентивных мероприятий. Развитие экологического страхования возмещение ущерба ОС; создание независимой системы экологического контроля за счет внебюджетных источников (аудит).

13 Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Экологические налоги и льготное налогообложение Существующая ситуацияРезультат Налоги не предусмотрены Налоговые льготы только декларированы Выпуск и оборот на рынке экологически вредной продукции. Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Экологические налоги на выпуск и оборот на рынке нежелательной продукции. Налоговые льготы на развитие производства экологически чистой продукции и услуг (например, по переработке отходов, по внедрению энергосберегающих технологий и т.п.) Вытеснение с рынка экологически нежелательной продукции. Развитие отечественной производственной базы по выпуску экологически приемлемых товаров, услуг, технологий. Снижение техногенного воздействия на ОС.

14 Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Залоговая стоимость Существующая ситуацияРезультат не предусмотрена Более 90% отходов потребления подвергается прямому захоронению. Потеря вторичных материальных ресурсов. Выведение земель их хозяйственного оборота (под полигонное захоронение). Негативное воздействие на ОС. Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Система залоговой стоимости на некоторые виды отходов потребления (упаковочные материалы и тара, аккумуляторные батареи, автомобильные шины и т.п.) Снижение ресурсоемкости экономики. Снижение издержек ЖКХ на утилизацию отходов. Создание за счет внебюджетных средств системы сбора вторичных ресурсов. Развитие индустрии по переработке отходов и создание новых рабочих мест.

15 Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды». Экологические депозиты Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныВозмещение экологического ущерба не гарантировано Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Система экологических депозитов (недропользование, захоронение отходов и т.п.). Гарантия обязательной компенсации в будущем наносимого ущерба ОС. Экологические внебюджетные фонды Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныРост накопленного экологического ущерба Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Создание внебюджетных экологических фондов Финансирование инновационных разработок, внедрение «чистых» технологий и оборудования. Льготное «зеленое кредитование» природопользователей.

16 Особенности разработки и принятия законопроекта «Экологический кодекс Российской Федерации» Принятие Экологического кодекса Российской Федерации предусматривает концептуальное изменение законодательства в сфере охраны окружающей среды. При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания ряда законодательных актов утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации. Принятие Экологического кодекса Российской Федерации предусматривает концептуальное изменение законодательства в сфере охраны окружающей среды. При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания ряда законодательных актов утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации.

17 Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона Повышение эффективности осуществления экологической функции государства на основе жизнеобеспечивающих функций окружающей среды Повышение эффективности и самостоятельности экологического законодательства в системе права Российской Федерации Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности. Гармонизация с международным законодательством. Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса, внедрения прогрессивных технологий. Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду. Повышение эффективности осуществления экологической функции государства на основе жизнеобеспечивающих функций окружающей среды Повышение эффективности и самостоятельности экологического законодательства в системе права Российской Федерации Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду. Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности. Гармонизация с международным законодательством. Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса, внедрения прогрессивных технологий. Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду.