« Порядок подготовки отчета о проведении самооценки образовательных программ » Экспертная сессия « Общественная экспертиза образовательных программ в 2012 году » Доктор экономических наук, доцент Астраханцева Ирина Александровна
2 Самооценка образовательных программ позволяет : – установить соответствие между образовательной деятельностью и ее результатами ; – влиять на организацию и процесс обучения ; – определять приоритеты для совершенствование деятельности ; – осуществлять повышение качества образовательного процесса ; – соответствовать целям регионального развития. Самооценка образовательных программ помогает : – совершенствовать систему управления ; – отслеживать достижения результатов ; – обеспечивать обратную связь посредством реализации изменений.
3 СТРУКТУРА ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ САМООЦЕНКИ 1. Цели и планирование реализации образовательной программы 2. Модель компетенций менеджера 3. Учебный план 4. Профессорско - преподавательские кадры 5. Формы и методы обучения и контроля 6. Промежуточные и итоговые аттестации 7. Учебно - методическое обеспечение программы 8. Обратная связь 9. Дополнительная информация МЕТОДОЛОГИЯ Цели и планирование ; Реализация ; Оценка и анализ ; Обратная связь и улучшения.
4 Образовательная потребностьСведения по группе специалистов 1Специфика индивидуальных проектных заданий в рамках проекта развития организации, сформулированных специалистами Маркетинг / финансы / менеджмент Тематика внутри направлений 2Каким образом было осуществлено выявление образовательных потребностей специалистов Описать форму и процедуру анкетирования, дискуссии 3Какая доля специалистов от общего числа направленных на обучение по образовательной программе (Отразить в процентном соотношении) Организациями, участвующими в Программе, не участвующими, после программ Q, прочее 4Основные ожидания специалистов от участия в данной программе (Отразить в процентном соотношении) Получение новых знаний и умений Получение диплома Решение существующих фирмы Разработка проекта развития Совершенствование знаний иностранного языка и др. 5Основные компетенции, которые слушатели желали приобрести в результате обучения (Отразить в процентном соотношении) Разработка стратегии предприятия Разработка системы контроля деятельности предприятия и др. Анализ образовательных потребностей
5 Изменения в образовательной программе ПоказателиНаличие и характеристика изменений Управление образовательной программой Система управления качеством (какая, сертификация) Где и как отражены стратегические направления развития программы Содержание образовательной программы Сводная информация об изменения в курсах, темах, часах, методах и формах контроля Учебно-методическое обеспечение образовательной программы Сводная информация о количестве закупленных учебников, пособий, отпечатанных методических материалов преподавателей программы Методы обученияОтразить динамику изменения соотношения активных и традиционных форм обучения Формы и методы контроляСущественные изменения в методах и формах контроля. Использование программных продуктов для этих целей Преподавательский состав образовательной программы Сводная информация об изменениях в преподавательском составе программы Информационное и материально – техническое обеспечение учебного процесса Изменения в информационном обеспечении учебного процесса
6 Модель компетенций менеджера Наименование дисциплины Общеуправленческие компетенцииКомпетенции специализации ОК 1 ОК 2… КС 1 КС 2… I. Общая часть программы Дисциплина 1 … II. Специализация Дисциплина 1 … III. Дисциплина по выбору Дисциплина 1 … IV. Изучение иностранного языка ( один по выбору ) V. Работа над проектом
7 Учебный план программы ДисциплинаКоличество часов ( общее / аудиторных / самостоятельной работы ) Формируемые компетенции Используемые активные формы обучения Организация самостоятельн ой работы I. Общая часть программы Дисциплина 1 … II. Специализация Дисциплина 1 … III. Дисциплина по выбору Дисциплина 1 … IV. Изучение иностранного языка ( один по выбору ) V. Работа над проектом
8 Профессорско - преподавательские кадры 1. Фактический список профессорско - преподавательского состава : – по каждой дисциплине указать ФИО, степень, звание, должность, повышение квалификации ; 2. Пояснительная записка с анализом отклонений : – причины изменений в составе преподавателей, уровень конфликтности на программе ; 3. Качественная структура профессорско - преподавательского состава, отдельно – по иностранному языку ( для программ А ): – отразить количество и структуру профессорско - преподавательского состава программы.
9 Фактический перечень форм и методов обучения и контроля ДисциплинаФормируемые компетенции Формы и методы обучения Формы и методы контроля I. Общая часть программы Дисциплина 1 ОК 1, ОК 2, ОК 7… Кейс - стади, игровые симуляции Индивидуальное тестирование … II. Специализация Дисциплина 1 КС 1, КС 4, КС 9… … III. Дисциплина по выбору Дисциплина 1 ОК 3, КС 4 … … IV. Изучение иностранного языка ( один по выбору ) ОК 5, ОК 9, КС 5… V. Работа над проектомОК 2, ОК 4, КС 5, КС 10, КС 11 … Пояснительная записка
10 Структура используемых методов обучения : – аудиторные / самостоятельные, активные / традиционные ; Методы преподавания, которые были позитивно восприняты специалистами : – план занятий ; Методы преподавания, имевшие наибольшую критику со стороны слушателей : – план занятий ; Перечень конкретных деловых ситуаций и ролевых игр : – компетенции, дисциплина, источник. Формы и методы обучения и контроля
11 Формы подготовки слушателей к зарубежной стажировке МероприятияКто осуществляет Периодичн ость Форма проведения Информационная и консультационная помощьРегиональная комиссия Раз в месяцРассылка писем, личное консультирование Встречи с выпускниками программы, прошедшими зарубежную стажировку ВУЗДва раза за обучение Семинары, встречи Встречи с руководством Ассоциации выпускников Президентской программы АссоциацияКварталКруглые столы Обмен опытом с преподавателями, проходившими зарубежную стажировку ВУЗОдин раз за обучение Дискуссии Знакомство с особенностями менеджмента организаций в зарубежных странах в рамках курса «Сравнительный менеджмент» ВУЗВо время учебного курса Лекции, ролевые игры Составление резюме на иностранном языке в рамках занятий по иностранному языку ВУЗЗа время обучения Во время занятий по иностранному языку …
12 Итоги промежуточных аттестаций специалистов : – средние баллы по 2- м промежуточным аттестациям ; Формы проведения промежуточных аттестаций : – сроки, формы проведения, оцениваемые компетенции, форма подготовки слушателей ; Методика выставления оценок : – по пятибалльной шкале, по ECTS; Результаты итоговой аттестации специалистов : – средние баллы по анализу кейса, защите аттестационной работы, иностранному языку ; Анализ работы над итоговым проектом : – принцип распределения слушателей по преподавателям, тематика, участие, оценка. Промежуточные и итоговые аттестации
13 Фактическое учебно - методическое обеспечение : – в виде таблицы, наличие УМК, перечень учебников, в том числе электронных ; Перечень литературы по иностранному языку : – по уровням подготовки ; Характеристика имеющейся вычислительной техники : – компьютеры, проекторы, выход в интернет и т. д.; Возможность доступа к информационным ресурсам : – у преподавателей / слушателей свободный / по графику ; Использование программных продуктов в программе : – название, курсы, развиваемые компетенции. Учебно - методическое обеспечение программы
14 Постпрограммная работа на Президентской программе : – мероприятия, периодичность, форма проведения ; Отслеживание деятельности слушателей, потребностей рынка, обеспечение качества обучения : – формы осуществления, кто отслеживает. Привлечение выпускников в Программы : – ФИО, год обучения на Программе, вид образовательной деятельности. Обеспечение обратной связи Дополнительная информация Любая информация, о которой ВУЗ желает сообщить
« Порядок подготовки отчета о проведении самооценки образовательных программ Доктор экономических наук, доцент Астраханцева Ирина Александровна