«Портфолио как современная технология профессионального развития педагога» Бартева С.А., методист ИМЦ Управления образования Омутнинского района Кировской области
Развитие - изменение объекта или процесса, приводящее к принципиально новому качеству результата. (Управление ДОУ. Словарь-справочник. Сфера, М г.)
Профессиональное развитие - приобретение педагогическими работниками нового уровня компетенций, знаний, умений, навыков, которые они используют в своей профессиональной деятельности, процесс формирования у педагогических работников новых профессиональных навыков и знаний (Управление ДОУ. Словарь-справочник. Сфера, М г.)
Технология - искусство, мастерство преподавания, воспитания; процесс коммуникации (способ выполнения учебных задач), основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников образовательного процесса.
Портфолио - это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и\или профессиональной деятельности.
Аутентичное оценивание - вид оценивания, применяющийся прежде всего в практико- ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни –повседневной или профессиональной.
Портфолио - папка с документами, в которой содержится систематизированная информация о накопленным педагогическом опыте, профессиональных достижениях педагога за определенный период его профессиональной деятельности
Портфолио педагога- это это способ фиксирования, накопления и оценки личных достижений педагога в профессиональной деятельности на уровне качества результата, это рефлексивная модель подготовки и повышения квалификации, одна из современных технологий профессионального развития, показатель профессиональной культуры педагога, одна из форм определения уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагога.
Необходимость портфолио прохождение аттестации; представление к государственным наградам; представление к различным видам поощрения по итогам учебного года; участие в профессиональных и грантовых конкурсах; презентация педагогического опыта; функция рекомендаций (рекомендательного письма) или сопровождающих материалов; систематизация результатов деятельности педагога; своевременная фиксация реальных изменений и роста профессионального мастерства
Функции портфолио Накопительная. Моделирующая (динамика развития педагога, результаты его самореализации, педагогический стиль, особенности его общей культуры, рефлексия собственной деятельности). Педагогическая (мотивация, активность и самостоятельность педагогов, умение ставить цели, планировать и организовывать собственную профессиональную деятельность и т.д.).
Принципы добровольности;системности; достоверности и полноты информации; логичности и структуризации материалов; аккуратности и эстетичности (презентабельности); целостности, тематической завершенности материалов; наглядности результатов работы.
Типы портфолио Портфолио документов (дипломы, грамоты, свидетельства, другие документы, подтверждающие достижения педагога). Портфолио работ (документы о прохождении курсовой подготовки, творческие работы, электронные документы, видеозаписи деятельности педагога, модели, проекты, исследовательские работы, отчеты и анализ о проделанной работе). Портфолио отзывов (отзывы, заключения, рецензии, резюме, эссе, рекомендательные письма). Комплексное портфолио.
Виды портфолио По субъекту деятельности (коллективные или индивидуальные); по виду профессиональной деятельности (практико- ориентированные, проблемно- ориентированные, проблемно- исследовательские, тематические); по форме представления (бумажное и электронное) и т. д.
Структура комплексного портфолио Общие сведения о педагоге. Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Предметно-развивающая среда. Работа с родителями.
Этапы деятельности в образовательной технологии «Портфолио» Мотивация и целеполагание по созданию портфолио. Разработка структуры портфолио. Планирование деятельности по сбору оформлению и подготовке материалов к презентации. Сбор и оформление материалов. Пробы в презентации портфолио. Презентация в рамках цели создания и использования. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.
1 этап - мотивация и целеполагание по созданию портфолио Кто и для кого будет собирать портфолио? В чем их интерес? Каких результатов ожидает каждая заинтересованная сторона? Каков в связи с этим будет их вклад?
2 этап - разработка структуры портфолио Структура соответствует целям его создания и использования (см. раздаточный материал)
3 этап - планирование деятельности по сбору оформлению и подготовке материалов к презентации оформление плана: срок, мероприятия, ответственный; корректировка структуры портфолио; определение требований к качеству создаваемого продукта
4 этап - сбор и оформление материалов сбор материалов в соответствии с планом; передача сведений, содержащихся в портфолио, наиболее понятным образом (структура, язык, наглядность, доказательность) для привлечения внимания, формирования желания познакомиться с материалами портфолио у тех, кому оно предназначено; рефлексия (что позволяет добиться успехов, какие трудности тормозят достижение запланированных результатов); тренинги и консультации по формированию знаний и навыков создания и презентации портфолио.
5 этап - пробы в презентации портфолио безопасные пробы презентации портфолио; рефлексия, для того, чтобы оценить, что войдет в работу над ошибками; работа над ошибками; рефлексия, чтобы оценить прогресс движения к намеченным целям и внести корректировку в план работы.
6 этап – презентация портфолио 7 этап - оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио: оценка результатов; итоговая рефлексия деятельности.
Заинтересовать педагогов в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своего учреждения