Разработка мероприятий, обеспечивающих реализацию общеобразовательной программы детского сада в соответствии с ФГТ Ибрагимова Н.Н. Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад 362 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Мы выделяем несколько направлений: -информационно-аналитическое сопровождение деятельности педагогов - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ - методическая поддержка педагогов - диссеминация инновационного опыта по реализации ФГТ
1.Изучение методических рекомендаций к составлению «Образовательной программы ДОУ». Октябрь 2010 Заведующий старший воспитатель 2.Оценка качества дошкольного образования.Ноябрь - декабрь 2010 Заведующий старший воспитатель 3.Разработка структуры ООП ДОУ.Январь 2011Заведующий старший воспитатель 4.Распределение объема образовательной нагрузки по основным направлениям развития ребенка. Февраль 2011 Заведующий старший воспитатель 5.Проверка и коррекция Циклограмм деятельности педагога и детей. Март 2011Заведующий старший воспитатель Поэтапный план мероприятий, обеспечивающий реализацию ООП в соответствии с ФГТ: 1 этап:
2 этап: 6.Отбор личностных качеств ребенка для диагностирования уровня их развития в направлениях физического, социально –личностного, интеллектуального развития по всем возрастным группам. заведующий старший воспитатель все педагоги 7.Подбор диагностических методик к определению уровня развития личностных качеств ребенка в направлениях: физического, социально- личностного, интеллектуального развития по всем возрастным группам. Сентябрь 2011 старший воспитатель воспитатели 8.Руководство, контроль и корректировка процедуры и содержания психолого- педагогического обследования детей по направлениям физического, социально-личностного, интеллектуального развития. (Начальная диагностика). Сентябрь 2011 заведующий старший воспитатель 9.Разработка модели соотношения частей ООП и программы формируемой участниками образовательного процесса в ДОУ разных видов, с разными приоритетными направлениями в работе. Декабрь 2011 заведующий старший воспитатель 10.Разработка образовательной программы ДОУ.Апрель 2011 заведующий старший воспитатель
3 этап: 11.Управление, контроль, руководство, коррекция педагогического процесса реализации ООП, в соответствии с ФГТ. В течение уч.года заведующий старший воспитатель 12.Обеспечение взаимодействия С родителями и социумом: Управление, контроль, отслеживание, коррекция взаимодействия. Создание «Сайта» д.сада. В течение уч.года заведующий старший воспитатель
Примерный план мероприятий поэтапной реализации в практику ДОУ ОПП на г.г. 1 этап: Содержание работыСрокКатегория педагогов Ответственный исполнитель Изучение документов в ДОУ со всеми педагогами: 1.Изучение Приказа мин.образования и науки РФ 655. «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП дошкольного образования». Ноябрь 2010 Все педагогизаведующий, старший воспитатель 2.Изучение проекта ФГТ к структуре ООП дошкольного образования. Ноябрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель 3.Изучение методических рекомендаций по процедуре и содержанию психолого- педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста за от Ноябрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель 4.«О комплексно-тематическом принципе построения образова- тельного процесса в ДОУ». О.А. Скоролупова, Н.В. Федина. «Д.в г. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП дошкольного образования» О.А. Скоролупова, Н.В. Федина. Ноябрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель 5.Изучение примерной ООП дошкольного образования.Декабрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель 6.Изучение, обсуждение вопросов интеграции содержания дошкольного образования, их варианты. Декабрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель 7.Соотнесение содержания реализуемой программы с ООП в 10 областях образования. Декабрь 2010 Все педагогизаведующий старший воспитатель
2 этап: 8.Составление Циклограммы видов детской деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГТ к сочетанию и объему образовательной нагрузки по всем образовательным областям и направлениям развития, на все возрастные группы. Январь-февральВсезаведующий старший воспитатель воспитатели, специалисты 9.Отбор личностных качеств формируемых в пед.процессе для проведения диагностики уровня развития в направлениях физического, интеллектуального, социально – личностного. Январь-февральВсе педагогистарший воспитатель 10.Изучение диагностических методик определения уровня развития личностных качеств ребенка в направлениях физического, интеллектуального, социально – личностного развития. Их отбор. Март-апрельВсе педагогистарший воспитатель
3 этап: 11.Проведение педагогической диагностики уровня развития личностных качеств детей. (Начальная диагностика). Сентябрь – октябрь 2011 Все педагоги 12.Реализация ООП. Сентябрь 2011 – май 2012 Все педагоги Заведующий старший воспитатель 13.Взаимодействие с родителями и социумом в реализации ООП. Сентябрь 2011 – май 2012 Все педагоги Заведующий старший воспитатель
Алгоритм действий Шаг 1 – В учреждении создается Рабочая группа, которая разрабатывает образовательную программу ДОУ. Шаг 2 – Состав Рабочей группы (председатель, секретарь и члены группы) утверждается приказом заведующего. Шаг 3 – Рабочая группа организует свою деятельность в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ. Шаг 4 – Рабочая группа работает по разработанному плану. Шаг 5 – Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, примерно 1–2 раза в месяц. Шаг 6 – Проект образовательной программы ДОУ обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете. Шаг 7 – Окончательный вариант образовательной программы ДОУ утверждается приказом заведующего и вводится в действие.
Перспективный план работы рабочей группы по апробации и внедрению ФГТ Месяц МероприятиеОтветственный СентябрьОрганизационно-методическое совещание «О реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (с учетом ФГТ и базового учебного плана)». Заведующая Шамсеева Ф.Ф. Старший воспитатель ИбрагимоваН.Н. Сентябрь - октябрь Мониторинг изучения уровня осведомленности педагогов ДОУ по вопросам введения ФГТ. Старший воспитатель ИбрагимоваН.Н. ОктябрьСовещание: «Условия реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»: - итоги мониторинга; - проблемы планирования и проектирования образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГТ. Заведующая Шамсеева Ф.Ф. Старший воспитатель ИбрагимоваН.Н. Ноябрь- Лекция «Интеграция образовательных областей – как один из принципов построения Программы ДОУ»; - Практикум «Образовательная среда: условия и факторы формирования». Старший воспитатель ИбрагимоваН.Н. ДекабрьМониторинг деятельности рабочей групп.Старший воспитатель ИбрагимоваН.Н.
Январь - Семинар-практикум «Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в ДОУ: – «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» и «Здоровье». Старший воспитатель Ибрагимова Н.Н. Совещание: «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» -Мониторинг успеваемости выпускников ДОУ за 1-ое полугодие (промежуточные результаты). Старший воспитатель Ибрагимова Н.Н. ФевральКонсультация: «Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в ДОУ: - «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Социально-личностного направления». Старший воспитатель Ибрагимова Н.Н. МартСеминар-практикум «Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в ДОУ: - «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Познавательно-речевого направления». Старший воспитатель Ибрагимова Н.Н. Апрель1.Семинар-практикум «Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в ДОУ: - «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей «Художественно-эстетического направления развития». 2.- анкетирование по итогам семинара-практикума; - мониторинг деятельности рабочей группы. Старший воспитатель Ибрагимова Н.Н. МайИтоговое заседание: - Круглый стол – «Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ»; - результаты анкетирования по итогам семинара-практикума; Старший воспитатель Ибрагимова Н Н.
Положение Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы 1.4. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5–7 человек Срок действия данного Положения – 1 год. 2. Задачи Рабочей группы 2.1. Разработка образовательной программы Учреждения на основе федеральных государственных требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования 2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию образовательной программы Учреждения Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей дошкольного возраста Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства. 3. Функции Рабочей группы 3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих вопросы дошкольного образования Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения за последние три года Определение целей и задач образовательной программы Учреждения Выбор содержания и составление учебных (базисного и дополнительного) планов, направлений педагогической деятельности, образовательного процесса в соответствии с требованиями к общеобразовательной программе дошкольного образования и приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей. 6. Организация деятельности Рабочей группы 6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.
Мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ - нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГТ - не все педагоги ДОУ готовы к изменениям - испытывают трудности в проектировании образовательного процесса
Повышение профессиональной компетентности педагогов: проектно-деятельностный характер продукто-ориентированный подход адресность компетентностный подход
Формы работы На этапе изучения: лекции методические часы медико-педагогические совещания самообразование прохождение курсов РМО индивидуальные консультации На этапе внедрения семинары-практикумы заседание экспертов открытые просмотры мастер – классы На этапе обобщения обмен опытом разработка методических рекомендаций педагогических проектов создание банка педагогических идей презентации опыта работы
Формы работы строятся с учетом конкретного дошкольного учреждения и с учетом интересов и потребностей каждого из групп педагогов