Эффективные связи с инвесторами (Investor Relations) как фактор инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности бизнеса Елена Деревянко, управляющий партнер PR- Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью, канд. экон. наук
2 регулярный Виды и инструменты PR-деятельности Репутационный менеджмент Продуктовый PR (PR-поддержка продаж, элемент брендинга) GR (Government Relations): оптимизация отношений с властями Персональный PR "лиц компании" (собственники, топ- менеджеры) антикризисный Внутренний PR (формирование общественного мнения внутри компании) IR (Investor Relations): оптимизация отношений с инвесторами инструменты СМИ Событие Event Management Media Relations Word of mouth
3 ЛОГИКА Investor Relations БИЗНЕС – какой он есть IR-stakeholders: -лица, предоставившие капитал для развития бизнеса - собственник(и) компании и ее кредиторы (банки, владельцы долговых ценных бумаг, etc.) - лица, рассматривающие возможность предоставле- ния капитала (потенциальные инвесторы и кредиторы); -лидеры мнений (фондовые аналитики, журналисты, etc) Системная IR- работа БИЗНЕС – каким его знают (финансовый имидж, деловая репутация) Комплекс IR- messages
4 Investor Relations и управление, ориентированное на стоимость IR-активности Формирование паблицитного капитала* Прирост стоимости бизнеса * Паблицитный капитал - часть прироста рыночной капитализации компании, обеспечиваемая за счет эффективных IR-коммуникаций Укрепление рыночных позиций компании Повышение конкуренто- способности компании Инвестиционная привлекательность, более легкий доступ на рынки капитала к ресурсам для расширенного воспроизводства
5 Investor Relations: портрет героя (1) Определение понятия IR – комплекс особым образом организованных бизнес- коммуникаций, целевой аудиторией которых являются лица, способные влиять на стоимость активов и перспективы привлечения финансирования Цели Расширение возможностей финансирования развития бизнеса Рост благосостояния собственников компании, создание механизмов удаленного контроля за эффективным использованием ресурсов Создание запаса антикризисной прочности для стоимости ценных бумаг компании, находящихся в свободном обращении Key MessagesBig Idea: гарантии безопасности капитала. Messages (примеры) Качественно управляемый эфффективными менеджерами бизнес, наличие в системе управления модулей антикризисного менеджмента и риск-менеджмента Корпоративное управление по стандартам ОЕСР, прозрачность, своевременное раскрытие информации Прочные позиции на существующих рынках, благоприятные перспективы развития соответствующих отраслей "Чистота" бизнеса Запас "антиглобализационной прочности" и т.п.
6 Investor Relations: портрет героя (2) Инструменты Собрание акционеров как IR-событие Годовой отчет как IR-текст Новостная рассылка (бюллетень) для различных категорий stakeholders Road-show, презентации для инвесторов, участие в публичных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы управления капиталом и развития финансового рынка Медиа-сопровождение корпоративных событий, связанных с изменением структуры собственности и/или cпособных повлиять на стоимость активов компании и ее ценных бумаг Критерии эффективности Доброжелательная тональность самоинициированных запросов СМИ, высокое фоновое медиаприсутствие Благоприятная тональность освещения в СМИ IR-событий компании Выход в свет IR-материалов, вызвавших резонанс у представителей целевой аудитории Рост/стабильность стоимости активов и ценных бумаг Фактически заключенные договора по привлечению финансирования Драйверы эффективности Интеграция IR в общую систему репутационного менеджмента на уровне key messages и механизмов Своевременное предоставление IR-stakeholders релевантной информации
7 IR в компаниях разного типа Тип компанииОсновная цель IR 1. Предпринимательская компания – единоличное владение, собственник принимает участие в управлении Более легкий доступ к внешнему финансированию в форме кредитных и инвестиционных ресурсов Капитализация бизнеса 2. Предпринимательская компания – партнерство, собственники принимают участие в управлении 3. Партнерство или единоличное владение, часть собственников или все отошли от управления Дистанционный контроль за бизнесом Капитализация 4. Псевдо-публичная компания – только мажоритарные акционеры, небольшое количество, собственники отошли от управления + Антикризисный запас прочности на случай попыток враждебного поглощения 5. Публичная компания с консолидированными пакетами акций – мажоритарии + миноритарии + Предотвращение деструктивных действий миноритарных акционеров – гринмейла Поддержание стабильного курса ценных бумаг Привлечение финансирования 6. Публичная компания с распыленными пакетами акций + Предотвращение злоупотреблений со стороны членов органов управления компанией
8 Модели организации IR-работы на примере road-show Частичный аутсорсинг: агентство для отдельных видов работ Инсорсинг: внутренняя PR-служба или отдельное IR подразделение Полный аутсорсинг: внешнее агентство Стратегическое планирование (формирование комплекса messages в разрезе целевых субаудиторий) Взаимодействие со СМИ до, во время и после road-show Подготовка/PR-обработка пакета презентационных материалов Организация процесса события как цикла встреч с представителями финансовых кругов и СМИ (приглашение гостей, модерация и др.) Медиамониторинг, контент-анализ сообщений СМИ ВИДЫ IR-РАБОТ
9 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Тел./факс (044)