Корпоративное коллекторство: внесудебное взыскание задолженности «брошенных» организаций Дмитрий Жданухин, Генеральный директор Центра развития коллекторства, Директор по корпоративным взысканиям Bank Management Group (BMG), к.ю.н. Бизнес-семинар РСПП «Работа с проблемной задолженностью в финансово-кредитной сфере» 2010 года, Москва 23 сентября 2010 года, Москва Центр развития коллекторства
Особенности текущего момента в сфере взыскания долгов по кредитам: - дешевы и доступны способы уклонения; Центр развития коллекторства - обычные юридические подходы к взысканию часто не эффективны; - многие должники уже продолжают бизнес через другие юр. лица. - Наши оппоненты знают, что надо защищаться от юридических методов! «Умелым в нападении мы назовем того, чей противник не знает, что ему защищать…» Сунь Цзы «Искусство войны»
Центр развития коллекторства Основные варианты уклонения. Как «бросают» организации: 1) Вывод активов в другие юр. лица Дополнительно идет перерегистрация на «номиналов», присоединение или ликвидация; 2) Управляемое банкротство 2) Управляемое банкротство (создание искусственных кредиторов и т.д.); 3) Фактическое сокрытие активов (искажение идентю и т.д.) 4) Оспаривание сделок (кредитного договора, залога, поручительства) Выбор вариант уклонения зависит от наличия недвижимости, размеров долга и активности кредиторов
Особенности корпоративного коллекторства как нового подхода к решению долговых проблем 1) Комплексность, т.е. соединение юридических, экономических, информационных (PR и GR) и прочих подходов на базе системного представления ситуации. 2) Формализованность, т.е. использование бланков и алгоритмов для технологичного взыскания 3) Возможность использования в качестве основного или вспомогательного способа решения долговых проблем. В ситуации банкротство методики корпоративного коллекторства являются вспомогательными. Центр развития коллекторства (!) Основа корпоративного коллекторства – PR- сопровождение взыскания (информационное воздействие), которое дает возможность мотивации лиц, связанных с долгом, к необходимым действиям.
Центр развития коллекторства Примеры PR-сопровождения для взыскания долгов: Публичная критика Владимиром Путиным деятельности компании Мечел Базы недобросовестных поставщиков Федеральной антимонопольной службы и крупнейших страховщиков поставок PR-активность Федеральной службы судебных приставов (новости об ограничении выезда, изъятии котов, поиске автомобилей по автосервисам и т.д.)
Типы задач решаемых с помощью технологий корпоративного коллекторства: 1) Мотивация к возврату денежных средств, выведенных в параллельные бизнесы. 2) Противодействие злоупотреблениям в банкротстве: обеспечение «перехвата» управления, устранение коррупционного противодействия, помощь правоприменителям. 3) Работа с дебиторами должника (Концепция работы с долгами «второго уровня» Генерального директора Независимого долгового агентства Николая Иванова). Центр развития коллекторства
Центр развития коллекторства Алгоритм планирования применения технологий корпоративного коллекторства 1) Расширение представления о ситуации, связанной с долгом, т.е. анализ систем, в которые включен должник и связанные с ним лица. 2) Моделирование возможного поведения должника и связанных с ним лиц (есть ли возможность вообще погасить долг, в какой части возможно погашение и как оно может быть оформлено, от кого зависит решение и т.д.) 3) Составление Программы взыскания как письменного документа. Блоки: обычные (экономические, юридические и т.д.), PR-сопровождение и описание альтернативных возможностей развития ситуации (уклонения и т.д.) 4) Реализация Программы взыскания (описание, демонстрация и реализация предупреждений и т.д.)
Центр развития коллекторства Ключевые точки для взыскания с «брошенных» организаций: Учредители, участники, связанные с политикой или другими крупными бизнесами; Контрагенты в параллельных фирмах (особенно государственные и зарубежные); Потенциальными покупатели параллельных бизнесов; объединения предпринимателей, куда входит организация-должник или связанные с ней оргнизации, параллельные бизнесы; контролирующие органы (! важна правильная аргументация и системное воздействие); дебиторы должника и претенденты на его активы.
Центр развития коллекторства Основные ошибки в использовании информационного воздействия: 1) 1) Отсутствие понимания наличия ключевых точек даже у непубличных компаний; 2) 2) Пренебрежение демонстрацией подготовленных ходов; 3) 3) Недостаточная системность (ставка на одно-два уведомления, а не их систему); 4) Слабая формализованность (отсутствие базы бланков для разных ситуаций); 5) Проблемы взаимодействия различных подразделений (безопасников, юристов, пресс-службы и т.д.); 6) Использования PR-сопровождения, когда оно не может быть эффективно
Примеры взысканий: Ключевая точка учредитель и параллельные бизнесы Ген.директор Орг-ция должник Орг-ция Б Иностранный поставщик Московская ТПП Орг-ция Б-Б Коллектор Центр развития коллекторства
Примеры взысканий Альянс «Русский текстиль» (АРТ): перед началом ликвидации и банкротства более 50 дочерних региональных дистрибьюторских организаций переданы, вероятно, подставной фирме – ООО «Макситекс». Освещение ситуации привело к тому, что в настоящее время дистрибьюторская сеть принадлежит украинской компании «Нью Лайн Текстиль», за которой, по мнению некоторых экспертов, также стоят фактические руководители АРТ. Центр развития коллекторства Программой взыскания предусмотрена работа с зарубежными поставщиками, продукция которых по-прежнему продается через дистрибуцию АРТ.
Центр развития коллекторства Пример Уведомления о начале взыскания («чудодейственного письма»)
Организация работы «пула кредиторов» Согласованность позиций кредиторов часто необходимое условие эффективного банкротства. Работа пула особо актуальна для кредиторов с небольшим объемом долгов. Для организации работы «пула кредиторов» актуально: 1) Демонстрация возможности использовать не только стандартный юридический подход. 2) Наличие реальной программы действий, включающей совместные мероприятия (сверка залогов, балансов, «перехват» управления банкротством и т.д.) 3) Организация взаимодействия с разными участниками ситуации: гос. органами, отраслевыми объединениями, конкурентами должника и т.д. Центр развития коллекторства
Центр развития коллекторства Массовые коллекторские мероприятия (пресс-конференции, круглые столы и т.д.) Цель: – мотивация оппонентов и связанных с ними лиц к необходимым действиям за счет предупреждения о мероприятии и демонстрации реальности PR-сопровождения – мотивация оппонентов и связанных с ними лиц к необходимым действиям за счет предупреждения о мероприятии и демонстрации реальности PR-сопровождения Алгоритм: – анонсирование мероприятия (пресс- конференции и т.д.); – предупреждение должников и связанных с ними лиц, переговоры; -проведение мероприятия; -дополнительное распространение информации (контрагенты, правоохр. органы и т.д.) Примеры: Долги и коррупция (март 2009), Долги ритейловых сетей (ноябрь 2008), Недобросовестность в бизнесе (окт ).
Юридические границы корпоративного коллекторства : – это угроза распространения позорящих и иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких (ст. 163 УК РФ) Шантаж – это угроза распространения позорящих и иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких (ст. 163 УК РФ) Сохранение в тайне возможной недобросовестности, связанной с долгом – это не законный интерес – это утверждения о фактах, которые мы не можем доказать. Соответственно или собираются доказательства, или говорится о возможности, а не о факте. Клевета – это утверждения о фактах, которые мы не можем доказать. Соответственно или собираются доказательства, или говорится о возможности, а не о факте. – ссылка на ст. 12 ГК РФ, которая предусматривает не только судебную защиту гражданских прав, но и самозащиту, которая к обращению в правоохранительные органы не привязана. Внесудебное взыскание – ссылка на ст. 12 ГК РФ, которая предусматривает не только судебную защиту гражданских прав, но и самозащиту, которая к обращению в правоохранительные органы не привязана. Центр развития коллекторства
Медиация на базе корпоративного коллекторства для решения долговых проблем Мотивация должников к сотрудничеству возможна за счет медиации, в основе которой демонстрация: Позитивного сценария (бизнес-плана работы с проблемным активом); Негативного сценария (взыскания юридическими и коллекторскими методами). Центр развития коллекторства Организация медиации требует четкой работы собственного подразделения по работе с проблемными активами или привлечения независимой организации
Внесудебное взыскание в общей схеме работы с проблемными активами Центр развития коллекторства Разработка стратегии управления портфелем 1 2 Просроченная задолженность Непрофильный актив Медиация 3 Взыскание внесудебное 4 Взыскание судебное 5 Банкротство 6 Балансовая оптимизация 8 Управление 9 Продажа 7 Девелопмент Работа с проблемными активами обычно требует создания своей управляющей компании или партнерства с независимой организацией
Дмитрий Жданухин, Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н Желаю успехов в решении долговых проблем! решении долговых проблем! Центр развития коллекторства