СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РАЗВИЛКИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ Cколково 14 ноября 2011
Содержание Варианты самоопределения Стратегии развития глобальных исследовательских университетов Стратегии развития национальных отраслевых университетов Стратегии развития региональных университетов
Пространство самоопределения Пять рынков: Знаний и технологий Услуг развития Креативных квалификаций Массовых квалификаций Услуг социализации Три масштаба: Глобальный Национальный Региональный
Основные типы Глобальный рынок знаний, технологий и креативных квалификаций – исследовательские университеты мирового класса Национальный рынок знаний, технологий, услуг развития, креативных и массовых квалификаций – национальные отраслевые университеты Региональный рынок услуг развития, массовых квалификаций, услуг социализации - региональные университеты
Что значит быть исследовательским университетом мирового класса? «Все хотят этого, но никто не знает, чего именно, и как это получить» (Altbach, 2004) Высокая квалификация и репутация выпускников на глобальном рынке труда Выдающиеся результаты исследований, отраженные в публикациях и премиях Активный трансфер технологий на международный рынок и влияние на глобальное развитие
Международные рейтинги «Рейтинг университетов мира» Times «Академический рейтинг университетов мира» Шанхайского университета «Рейтинг лучших университетов мира» QS World University Rankings Основные критерии ранжирования: международная репутация результаты учебной и научной работы преподавательский состав численность иностранных студентов и преподавателей
Десять лучших университетов по результатам международных рейтинговых оценок ( ) МестоРейтинг «Таймс»Шанхайский рейтингРейтинг QS World University Rankings 1Гарвардский университет Кембриджский университет 2Йельский УниверситетСтэнфордский университет Гарвардский университет 3Кембриджский университетКалифорнийский университет, Беркли Йельский Университет 4Оксфордский университетКембриджский университет Университетский колледж Лондона 5 Калифорнийский технологический институт Массачусетский технологический институт 6Стэнфордский университетКалифорнийский технологический институт Оксфордский университет 7 Университетский колледж Лондона Колумбийский университет Имперский колледж Лондона 8Чикагский университетПринстонский университет Чикагский университет 9 Массачусетский технологический институт Чикагский университет Калифорнийский технологический институт 10Колумбийский университетОксфордский университет Принстонский университет
Конкурентные преимущества – причины успеха и хорошей репутации лучших университетов 1. Высокая концентрация таланта 2. Достаточная обеспеченность ресурсами для создания качественных условий для обучения и проведения передовых исследований 3. Конструктивная система управления со стратегическими, инновационными и гибкими подходами
Базовые ожидания 1. Сильный компонент научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузе 2. Тесные институциональные связи с бизнесом и инновационной системой 3. Высокая степень гибкости процесса обучения 4. Интернационализация 5. Развитая инфраструктура
Что делать? - мировая озабоченность Европа – Болонская конвенция как победа уровневой модели Китай – программа 985 Средний Восток – Катар, Дубаи Индия и Пакистан Мексика Казахстан
Это возможно – чистый эксперимент В 1960 два кампуса Малайзийского университета (Сингапур и Куала-Лумпур) В 2010 году НУС – 31 место в рейтинге QS, 34 место – в рейтинге Times и место в Шанхайском рейтинге. В 2010 году УМ – 207 место в рейтинге QS
Почему некоторые университеты НЕ выдерживают конкуренции на глобальном уровне? Примеры Германии и Франции: недостаточность строгого отбора студентов, поступающих в учреждения третичного образования полное отсутствие конкуренции между университетами нехватка бюджетных средств деятельность университетов ограничивается жесткими процедурами контроля государства Во Франции: двойная структура системы третичного образования четкое разграничение между НИИ и научными подразделениями университетов
Рейтинг университетов России и стран- компараторов (число университетов, включенных в рейтинги ) СтраныРейтинг SJTU (500 университетов) Рейтинг THES (200 университетов) Рейтинг QS (500 университетов) Германия Канада Франция Китай Финляндия61 7 Ирландия32 8 Индия20 8 Россия20 5
Механизмы привлечения талантов – СТУДЕНТЫ Глобальные экзамены Система трансфера кредитов Финансовая поддержка мобильности студентов Преимущественный набор в магистратуру Привлекательный бренд
Привлечение талантов - набор студентов Падает число потенциальных абитуриентов Растет конкуренция
Система профобразования: число студентов
Качество студентов
Направления подготовки с низкими баллами ЕГЭ (бюджетные места)
Удельный вес студентов магистратуры и аспирантуры в отдельных университетах УниверситетСтуденты, еще не получившие диплома бакалавра Студенты магистратуры и аспирантуры Доля студентов магистратуры и аспирантуры (%) Гарвард ( ) Стэнфорд (2009) МТИ ( ) Оксфорд ( ) ,5 Кембридж ( ) Лондонская школа экономики (2007) Пекинский университет (2009) Токийский университет (2004)
Механизмы привлечения талантов - ПРЕПОДАВАТЕЛИ Сокращение доли собственных выпускников Активный поиск на международном рынке труда Постоянное обновление Система академических стимулов и внутренняя конкуренция Поддержка академического выбора студентов
Привлечение талантливых преподавателей: выводы Подавляющее большинство – собственные выпускники и аспиранты, что ведет к изоляции Действующие программы грантов работают на сохранение, но сильная молодежь продолжает уходить на альтернативные рынки Отток сильных специалистов за рубеж и в Москву Нет программ импорта и формирования сетей профессионалов Нет совместных программ вузов по повышению качества преподавателей
Где взять деньги? Финансирование НИР и НИОКР в крупнейших университетах и компаниях ( ) УниверситетБюджет НИР и НИОКР (млн. $) КомпанияБюджет R&D (млн. £) Гарвард Total Income - 3,828 Ford4700 СтэнфордTotal income – 3,7 blnPfizer7000 (2009) MITTotal income General Motors3900 Оксфорд862,5Daimler Chrysler3900 Кембридж395Microsoft3800
Доходы от обучения уже нельзя увеличить значительно Доля средств семей сократилась с 60% в первой половине 2000-х до 38% – в 2009 Объем средств, направляемый в систему высшего образования Динамика бюджетных расходов на высшее образование в расчете на 1 обучающегося и средней стоимости обучения в вузах по данным Росстата (2000 = 100%) * Данные по 2009 году - предварительные оценки
Источники финансирования НИОКР в развитых странах, 2006 год
Специальные модели управления Предоставление полной автономии, включая гибкость в формировании и расходовании средств Предоставление академической свободы Создание независимых руководящих органов, уполномоченных назначать руководителей ведущих университетов на конкурсной основе
Три основные стратегии создания университетов мирового класса на национальном уровне I. Повышение уровня нескольких из существующих университетов, имеющих потенциал для превращения в передовые учебные заведения II. Слияние вузов для реорганизации в новый университет, который мог бы обеспечить синергизм, присущий вузу мирового класса III. Создание новых университетов с нуля
Стратегия I: Модернизация существующих вузов Условия создания Предоставление вузам управленческой самостоятельности Введение благоприятных режимов налогообложения Привлечение новых сотрудников и лидеров Препятствия Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных учреждений Жесткие финансовые требования Инерция и консерватизм
Стратегия II: Слияние существующих вузов Задачи Формирование общей академической культуры Обеспечение внутреннего единства вновь образованного вуза Преимущества Укрепление вузов Объединение кадровых и финансовых ресурсов Полидисциплинарное взаимодействие Возможные риски конфликт институциональных культур дублирование штата и учебных планов «поглощение» трудовых контрактов и долгов организации
Стратегия III: Создание новых учебных заведений Преимущества Инновационные междисциплинарные учебные программы Избранный состав преподавателей и студентов Динамичное стратегическое планирование Недостатки Отход от научно- исследовательских и преподавательских традиций и научных школ Отсутствие бизнес- процессов Слабость бренда
Роль государства при создании университета Обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для «потенциального» элитного университета Поддержка привлечения лучших студентов и профессоров Поддержка установления международных связей между новым университетом и лучшими международными университетами и научно-исследовательскими центрами Поддержка привлечения новых университетов к осуществлению национальной инновационной политики
Стратегические развилки на институциональном уровне Стратегическая направленность - определение рыночных ниш Последовательность изменений – постепенность или рывок, гомогенность или гетерогенность Интернационализация – для чего привлекаются иностранцы: импорт «мозгов» или экспорт образования, импорт программ или «безумный прорыв» Управление – расширение академической демократии или приглашение менеджеров
Уроки международных попыток Сверхкрупные университеты – рискованная модель Прямая конкуренция с лидерами неэффективна – нужны новые ниши Концентрация ресурсов и усилий Подключение к глобальным проектам Радикальные инновации
Направляющие вопросы на институциональном уровне Есть ли в вузе беспокойство обновления (энергетика руководителей)? Какова общая концепция – какая часть университета станет исследовательской? В какой нише (нишах) университет будет стремиться достичь превосходства в области преподавания и научных исследований? Как будет достигаться интернационализация университета? Какова вероятная стоимость осуществления предлагаемого скачка, и как она будет финансироваться? За счет чего люди, которые работали по-старому, станут работать по-новому? Какова последовательность выхода на новое качество?
Специализированные университеты национального масштаба Определение конкурентов Присоединение к отрасли Современный учебный процесс и адекватные образовательные программы
Роль в развитии городской среды - ориентиры Современные университетские системы облагораживают городскую среду помогают в анализе и решении социальных проблем являются центрами культуры становятся центрами коммуникации и распространения знаний (в том числе для малого бизнеса) развивают систему общего образования Это является важной частью образовательного опыта молодых людей
Усиление коммуникации в экономике и обществе Современные университеты являются медиаторами между международной наукой и регионом являются площадками для диалога местного сообщества и бизнеса являются ведущими провайдерами научной информации для представителей бизнеса и общества