Особенности адаптации дошкольников с разным уровнем школьной зрелости Выполнила: Малина Л.В. Руководитель: Замула А.А г.
Цели и задачи исследования Цель: изучение особенностей адаптации дошкольников с разным уровнем школьной зрелости. изучение особенностей адаптации дошкольников с разным уровнем школьной зрелости. Задачи теоретической части работы: определить основные подходы к проблеме адаптации/дезадаптации к школьному обучению; определить основные подходы к проблеме адаптации/дезадаптации к школьному обучению; изучить психофизиологические особенности детей 6-7-летнего возраста; изучить психофизиологические особенности детей 6-7-летнего возраста; рассмотреть проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии. рассмотреть проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии. Задачи эмпирической части работы: определение школьной зрелости дошкольников; определение школьной зрелости дошкольников; изучение факторов личностной и школьной адаптации; изучение факторов личностной и школьной адаптации; выявление взаимосвязи между школьной зрелостью и факторами адаптации, а также различий в факторах личностной и школьной адаптации у дошкольников с разной школьной зрелостью. выявление взаимосвязи между школьной зрелостью и факторами адаптации, а также различий в факторах личностной и школьной адаптации у дошкольников с разной школьной зрелостью.
Предмет, объект, гипотезы исследования Предмет исследования: школьная зрелость дошкольников, факторы личностной адаптации, школьная мотивация и адаптированность/деза- даптированность первоклассников. Объект исследования: дошкольники, поступившие в первый класс общеобразовательной школы. Гипотеза исследования: предполагается взаимосвязь между школьной зрелостью и факторами адаптации; предполагается взаимосвязь между школьной зрелостью и факторами адаптации; предполагаются различия в факторах личностной и школьной адаптации у дошкольников с разной школьной зрелостью. предполагаются различия в факторах личностной и школьной адаптации у дошкольников с разной школьной зрелостью.
Теоретико-методологическое основание работы Методология исследования: концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Методология исследования: концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Методы: методы психодиагностики (проективные методы; опросники); вторичные математические методы исследования. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Н-критерий Крускала-Уолиса. Методы: методы психодиагностики (проективные методы; опросники); вторичные математические методы исследования. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Н-критерий Крускала-Уолиса. Методики исследования: Методики исследования: Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика; Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика; Методика «Измерения уровня личностной адаптации Тейлора», адаптированное Т.А. Немчивым; Методика «Измерения уровня личностной адаптации Тейлора», адаптированное Т.А. Немчивым; «Тест школьной адаптации Филлипса»; «Тест школьной адаптации Филлипса»; Анкета учащихся для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой (утверждена техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков); Анкета учащихся для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой (утверждена техническим советом ВНИИ гигиены детей и подростков); Пиктографический тест «Школа» А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов. Пиктографический тест «Школа» А.И. Баркан, Ю.А. Полуянов.
Определение школьной зрелости у дошкольников по ориентационному тесту Керна-Йирасика
Изучение уровней личностной адаптации у первоклассников по методике Тейлора в адаптации Т.А. Немчива
Определение школьной адаптации первоклассников по методике Филлипса
Оценка уровня школьной мотивации в группе первоклассников по методике Н.Г. Лускановой
Результаты пиктографического теста «Школа» А.И. Баркан и Ю.А. Полуянова у первоклассников Оценка: 1 – соответствие/несоответствие теме рисунка; 2 – сюжет рисунка; 3 – законченность рисунка; 4 – цветовое решение.
Значимые корреляции в исследования данных значений Факторы Шкала лично стной адапта ции Шкалы школьной адаптации Школьная мотива ция Эмоциональ но- волевая направле нность Школьная зрелость ,29* +0,67*** +0,33* +0,36** +0,41*** +0,29*+0,27* +0,40*** +0,29* +0,43***+0,41*** +0,33* Примечания: *р
Спасибо за внимание!