Эпиграф: «Обобщение понятия часто бывает полезно для постижения его сущности». А. Н. Колмогоров Цели урока. 1. Образовательные: приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала; систематизация и обобщение знаний учащихся по темам Сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей», Среднее арифметическое»; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности. 2. Развивающие: формирование умения осуществлять самоконтроль; развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления; развитие коммуникативных умений учащихся; работать над совершенствованием математически грамотной речи. 3. Воспитательные: воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности; положительного отношения к учёбе; расширение общего кругозора.
Путешествие в страну Десятичных 2 ей,,
План урока: Организационный момент (постановка целей урока). Повторение. Немного из истории. Разминка. Письменная работа. Итоги урока и домашнее задание.
Девиз: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»
сложить (вычесть) а)Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно: 1)_________в этих дробях количество знаков ____________; 2) записать их друг под другом так, чтобы _____________________________________________________; 3) выполнить сложение ( вычитание), _____________________________________________________ ; 4)поставить в ответе запятую __________________________. перемножить б) Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1) выполнить умножение, _____________________________; 2) отделить запятой _____________________________________________________. разделить в) Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо: 1) в делимом и делителе перенести запятую _____________________________________________________ ; 2) после этого выполнить деление на ___________________. г) Среднее арифметическое ___________________________; д) Чтобы найти среднюю скорость ____________________.
«Пятерики»
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
Математики Европы пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета ( ) десятичная дробь записана так дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета ( ) десятичная дробь записана так дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Полную теорию десятичных дробей дал узбекский ученый Джемшид Гиясэддин ал- Каши в книге " Ключ к арифметике", изданной в 1424 году, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов.Джемшид Гиясэддин ал- Каши Н о э т о т т р у д д о е в р о п е й с к и х у ч е н ы х с в о е в р е м е н н о н е д о ш е л !
Лишь в конце XVI века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла некоему Симону Стевину Симону Стевину из Фландрии. В своей книге "Десятая" (1585г.) он излагает теорию десятичных дробей и предлагает писать цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число записывалось так: 0,3752 = или 5,13= Симон Стевин ( ) из Фландрии (теперь Голландия). Купец и выдающийся инженер-учёный.
1617 г. - шотландский математик Джон Непер предложил отделять десятичные знаки от целого числа либо запятой, либо точкой г. - в записи дробей впервые встречается запятая г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. До него существовали другие варианты: 3,7 писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части год - В России учение о десятичных дробях изложил Л.Ф.Магницкий, в учебнике «Арифметика, сиречь наука числительная». В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3
Какой знак можно поставить между числами 4 и 5, чтобы получившееся число было больше 4, но меньше 5? 4
X 2 +3,6 X 0, 1 :0,5 -5,8 7, 15 2
Помогаем Степе 3,5 х 2 49,7 : 100,007 : 0, – 5,03 3
Помоги Незнайке расставить в числах запятые = =
2,52 -1,2 = 1,5 8,23 + 2,7 = 10,30 5
Вычислительный марафон 0,9 х 8 +1,8 : 0, Х 6,2 7, ,2 6
На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы прочтете, если расположите эти дроби в порядке возрастания.
3 Руки Вверх На плечи Вниз На плечи
3Голова Влево Вправо Вперед Назад
3Туловище Влево Вправо Вперед Назад
6 «Детективное агентство» 5 Решаем задачу Средняя скорость
«Детективное агентство» Приметы: Форма лица: Вычислите: 3,57 + 2,23 - 4,8. а) 10,7; овальное; б) 1; круглое; в) 5,79; вытянутое; г) 1,3; квадратное. Цвет глаз: Вычислите: 5,508 : 0,27- 5,3 а) 20,4; зеленые; б) 16,1; карие;в) 15,1; голубые; г)15,4; черные. Волосы: Вычислите: (17,28 : 3,2 + 1,4 х 2,5): 89 +1,9 а) 1,1; черные прямые; б) 2; каштановые кудрявые; в) 2,9; лысый; г) 11,9;черные. Форма носа: Решите уравнение: 1,5х - 1,15 = 1,1. а) х = 2,25; картошкой, б) х = 0,75; курносый; в) х = 2,16; с горбинкой г) х = 1,5; прямой длинный. Губы: Решите уравнение: 2,7у + 5,31у - 2,81у - 2,6 = 0. а) у = 2; бантиком; в) у = 5; пухлые; б) у = 0,5; узкие; г) у = 2,5; уголки опущены вниз. Особые приметы: Некоторое число увеличили в 2,5 раза, а затем вычли половину исходного числа, после чего получилось число 3,98. Найдите исходное число. а) 2; пышные светлые усы;в) 1,4; маленькая черная бородка; б) 7,96; родинка на левой щеке;г) 1,99; черные усики.
Приметы Злоумышленника Круглое лицо, голубые глаза, кудрявые каштановые волосы, прямой длинный нос, узкие губы, черные усики.
Домашнее задание: А теперь проверим ваше домашнее задание. Каждому ученику была дана задача на нахождение среднего арифметического. 1. Найти среднюю оценку по математике за III четверть учащихся 5 класса. 2. Найти средний возраст учащихся 5 класса. 3. Найти средний вес учащихся 5 класса. 4. Найти средний рост учащихся 5 класса. 5.Теплоход шёл 3 часа по течению реки со скоростью 25,5 км/ч и 2 часа против течения реки со скоростью 19,5 км/ч. Найти среднюю скорость теплохода.
ИТОГ УРОКА Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно пять. Домашнее задание. 1535(а), 1527.
ПОКАЖИ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ