Самообразование как методология работы с одаренными детьми Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми АСОУ, д.п.н., профессор
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Для ее выполнения необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации.
Одними из важнейших результатов работы с одаренными детьми на современном этапе являются: умение выпускника объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений.
Актуальность проблемы самообразования для одаренных школьников 1)Психолого-педагогические особенности одаренных детей 2)Ограниченность ресурсов для удовлетворения познавательных потребностей одаренных школьников 3)Обеспечение условий для развития одаренных школьников вне зависимости от места проживания
Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично "самонаучению", "самообучению". Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову "самосозидание".
Основные подходы к созданию условий для самообразования одаренных школьников Новые формы сотрудничества учителя и ученика: тьюторство и менторство Тьютор – учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор – научный консультант. В качестве тьютора выступает школьный учитель, в качестве ментора – ученый, преподаватель вуза, а иногда родитель.
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с одаренными детьми Создание регионального образовательного портала, обеспечивающего: 1. Формирование банка данных одаренных школьников Московской области 2. Организацию дистанционного обучения одаренных школьников из отдаленных районов 3. Психологическую и методическую консультационную помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание и педагогам, работающих с одаренными детьми
Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с одаренными детьми 4. Проведение дистанционных интеллектуальных состязаний для одаренных школьников 5. Организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми 6. Создание банка данных лучших педагогических практик работы с одаренными детьми
Спасибо за внимание!