п\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам оценивал, что будет делать на уроке) Целеполагание (сам определял, что будет делать на уроке) Психологическая характеристика Организация поиска знаний (урок поиска знаний ) Закрытый Фрагментарный Гнездо Цель урока : 1.Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания 2.Передать учащимся знания в готовом виде 3.Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока : 1.Организация работы с учебником, учебными и не учебными текстами 2.Предъявление нового материала учителем в готовом виде 3.Учебные задания с заданным порядком действий Рекомендуемые средства организации урока: 1. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма 1.Формулировка задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами 3. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником по алгоритму Средства, которые нельзя использовать в ходе урока: 1.Совместное обсуждение, проблематизация, лабораторные и практические работы, работа с учебником 2.Лекция, объяснение нового материала в готовом виде 3.Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи Поощряемые действия учеников: 1.Индивидуальная переработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме 2.Слушание, наблюдение, объяснения и делание записей 3.Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1.Воспроизведение материала учебника в готовом виде 2.Дискуссия, вопросы, работа с книгой 3.Списывание чужого найденного способа 2.Самооценивание (сам оценивал, что будет делать на уроке) Целеполагание (сам определял, что будет делать на уроке Передача знаний в готовом виде (урок готовых знаний) Закрытый Монолитный Традиционный Цель урока: 1.Организовать работу учащихся так, чтобы они сами добывали знания 2.Передать учащимся знания в готовом виде 3.Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока: 1.Работа с учебником, учебными и не учебными текстами 2.Предъявление нового материала 3.Учебные задания с заданным порядком действий Рекомендуемые средства организации урока: 1. Лекция, демонстрация опытов, лекция с использованием наглядности, показ фильма 2.Формулировка задач и поддержка индивидуальной работы, обеспечение учебно-познавательными материалами 3. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником по алгоритму Средства, которые нельзя использовать в ходе урока: 1.Совместное обсуждение, проблематизация, лабораторные и практические работы, работа с учебником 2.Лекция, объяснение нового материала в готовом виде 3.Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи Поощряемые действия учеников: 1.Индивидуальная переработка материала, обращение к разным источникам, использование разных способов добывания информации по заданной проблеме 2.Слушание, наблюдение, объяснения и делание записей 3.Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1.Воспроизведение материала учебника в готовом виде 2.Дискуссия, вопросы, работа с книгой 3.Списывание чужого найденного способа ЗНАНИЕВАЯ ЛИНИЯ (Позиция субъекта познания- узнать на уроке много нового )
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЛИНИЯ (Индивидуальный стиль деятельности на уроке) п\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1.Мотивация достижения (делал все возможное, чтобы достичь успеха ) Групповая устремленность (класс много успел сделать) Самостоятельность (сам планировал работу) Освоение деятельности по образцу Закрытый Фрагментарный Традиционный Цель урока: 1.Передать учащимся знания в готовом виде 2. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока : 1.Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения 2.Учебные задания с заданным порядком действий 3. Творческие задания Рекомендуемые средства организации урока: 1.Лабораторная, практическая работа, работа с учебником по алгоритму 2.Практические работы, лабораторные работы, работа с текстами, выполнение 3. Учитель организует обсуждение проблем, творческие, лабораторные и практические работы, поддерживая интерес к процессу работы, не выставляя оценок Средства, которые нельзя использовать в ходе урока : 1.Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи 2.Поощрение детей к поиску своих способов решения 3.Любое стимулирование познавательной активности без выставления оценки Поощряемые действия учеников: 1. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем 2. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий 3. Все, что позволяет ученику получить оценку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1.Списывание чужого найденного способа 2.Выбор собственных способов решения задачи 3.Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку 3.Мотивация достижения (делал все возможное, чтобы достичь успеха ) Групповая устремленность (класс много успел сделать) Самостоятельность (сам планировал свою работу) Конструирование индивидуального стиля деятельности Закрытый Монолитный Гнездо Цель урока: 1.Передать учащимся знания в готовом виде 2. Организация работы, при которой школьники сами выбирают способ решения заданной учителем задачи 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока : 1.Учебные задания со стимулированием к индивидуальной организации их выполнения 2. Учебные задания с заданным порядком действий 3. Различные виды работ на оценку. Рекомендуемые средства организации урока: 1. Лабораторная, практическая работа, работа с учебником по алгоритму 2. Практические работы, лабораторные работы, работа с текстами, выполнение 3. Учитель организует обсуждение проблем, творческие, лабораторные и практические работы, поддерживая интерес к процессу работы, не выставляя оценок Средства, которые нельзя использовать в ходе урока : 1. Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи 2. Поощрение детей к поиску своих способов решения 3 Любое стимулирование познавательной активности без выставления оценки Поощряемые действия учеников: 1. Жесткое следование алгоритму решения учебной задачи, заданному учителем 2. Поиск разнообразных способов решения задачи и определение личного порядка действий 3. Все, что позволяет ученику получить оценку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1 Списывание чужого найденного способа 2. Выбор собственных способов решения задачи 3. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку
МОТИВАЦИОННАЯ ЛИНИЯ (Интерес к процессу работы на уроке ) п\ Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1.Интерес к получению оценки Ощущение безопасности (тревожность) Поддержка внешней мотивации (на получение наибольшего количества хороших оценок) Закрытый Монолитный Традиционный Цель урока : 1.Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы 2.Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок 3.Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока : 1.Учебные задания с заданным порядком действий 2. Различные виды работ на оценку 3. Творческие работы в интересной форме Рекомендуемые средства организации урока : 1.Учитель организует взаимодействие, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности 2.Учитель проводит устный и письменный опрос, самостоятельную работу, взаимоопрос и т.п. с выставлением оце нок 3.Учитель организует обсуждение проблем, творческие лабораторные и практические работы, поддерживая интерес к процессу работы, не выставляя оценок Средства, которые нельзя использовать в ходе урока : 1.Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи 2.Выставление отметок 3.Любое стимулирование познавательной активности без выставления оценки Поощряемые действия учеников: 1.Выполнение роли внимательного слушателя 2.Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать 3.Все, что позволяет ученику получить оценку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1.Выбор собственных способов решения задачи 2.Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку 3.Стремление получить отметку 2.Ощущение безопасности (тревожность) Поддержка внутренней мотивации (на поддержание интереса на уроке) Закрытый Фрагментарный Гнездо Цель урока: 1. Организация работы учеников таким образом, чтобы у них возник интерес к процессу работы 2. Ориентация учеников на получение наибольшего количества хороших оценок 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному учителем образцу Рекомендуемый метод урока: 1. Учебные задания с заданным порядком действий 2. Различные виды работ на оценку 3. Творческие работы в интересной форме Рекомендуемые средства организации урока: 1. Учитель организует взаимодействие, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, деятельности 2. Учитель проводит устный и письменный опрос, самостоятельную работу, взаимоопрос и т.п. с выставлением оценок 3. Учитель организует обсуждение проблем, творческие, лабораторные и практические работы, поддерживая интерес к процессу работы, не выставляя оценок Средства, которые нельзя использовать в ходе урока: 1. Задавать образцы, алгоритмы решения учебной задачи 2. Выставление отметок 3. Любое стимулирование познавательной активности без выставления оценки Поощряемые действия учеников: 1. Выполнение роли внимательного слушателя 2 Инициативность, творческий подход к решению задач, умение рассуждать и аргументировать 3. Все, что позволяет ученику получить оценку: дополнительные задания, готовность ответить, быстрота и точность Действия учеников, которые не следует поддерживать: 1. Выбор собственных способов решения задачи 2. Отказ от ответа или отказ от выполнения задания на отметку 3. Стремление получить отметку
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ (педагог как организатор коллективного опыта ; педагог как транслятор ценностей) п\ Психологическая характеристика Организационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1.Чувство МЫ Успешность (Я считаю, что был успешным) Срабатываемость (Мой класс работал дружно, слаженно) Учитель – организатор коллективного опыта Закрытый Фрагментарный Гнездо Цель урока: 1. Организовывать такую деятельность, в которой школьники в результате приобретённого опыта сами определяются в своём выборе; 2. Убедить школьников в ценности того, что говорит и показывает учитель; 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному образцу; Рекомендуемый метод урока: 1.Информационный классный час, беседа, экскурсия; 2.Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия, коллективные творческие дела, тренинг; 3.Показ фильма; Рекомендуемые средства организации урока: 1. Учитель организует взаимодействие, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, действительности; 2. Учитель говорит и показывает то, в правильности или неправильности чего ему надо убедить школьников; 3.Учитель задаёт конкретные образцы решения той или иной учебной задачи; Что не поддерживать: 1. Пассивное восприятие; 2. Участие в планировании дел, дискуссии; 3.Деятельностную активность: социальную, игровую, физическую; Что поощрять: 1.Активность: игровую, физическую, социальную; 2. Выполнение роли внимательного слушателя; 3. Пассивное восприятие; 2.Чувство МЫ Успешность (Я считаю, что был успешным) Срабатываемость (Мой класс работал дружно, слаженно Учитель – транслятор ценностей Закрытый Монолитный Полукруг Цель урока. 1. Организовывать такую деятельность, в которой школьники в результате приобретённого опыта сами определяются в своём выборе; 2. Убедить школьников в ценности того, что говорит и показывает учитель; 3. Тренировка школьниками умений по жестко заданному образцу; Рекомендуемый метод урока: 1.Информационный классный час, беседа, экскурсия, показ фильма; 2.Ролевые и деловые игры, социальное проектирование, соревнование, дискуссия; 3.Коллективные творческие дела, тренинг; Рекомендуемые средства организации урока: 1. Учитель организует взаимодействие, в котором школьники приобретают опыт общения, отношений, действительности 2. Учитель говорит и показывает то, в правильности или неправильности чего ему надо убедить школьников 3. Учитель организует творческие работы, поддерживая интерес к процессу работы. Что не поддерживать: 1.Внимательное слушание, запись; 2.Пассивное восприятие информации; 3.Участие в планировании дел, дискуссии; Что поощрять: 1. Активность: игровую, физическую, социальную; 2. Выполнение роли внимательного слушателя; 3. Участие в планировании дел, дискуссии;