Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Выполнили ученики 6 «А»класса Кравчук Валентин Шокол Александра Арсеньевский городской округ 2006
Проблемный вопрос Почему нарушаются права детей? Гипотеза Возможно, большая часть детей и взрослых не знает о существовании детских прав.
План исследования 1. Анализ печатных источников по вопросам: Что такое право, права ребенка? Какими правами обладают современные дети? Какие документы регламентируют права ребенка? Когда и почему они были приняты? Как соблюдались права ребенка в различные исторические периоды? Привести примеры нарушения прав детей из литературных произведениях. 2. Социологический опрос детей «Знаешь ли ты свои права?» родителей «Что вы знаете о правах своего ребенка?»
Права человека начинаются с прав ребенка! Права ребенка - совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Ребенок является самостоятельным субъектом права. В Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста Дети, как граждане государства, должны пользоваться всеми правами и свободами человека, иметь соответствующие гарантии их осуществления и нуждаются в особой заботе и защите государства
Право ребенка на жизнь. Право ребенка на заботу родителей. Право ребенка на имя. Право ребенка на гражданство. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности. Право ребенка на семейные связи. Право ребенка на личную жизнь. Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации Право ребенка на образование Право ребенка пользоваться благами социального обеспечения + еще более 40 прав
Закреплены в следующих документах Декларация прав ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН г. В нашей стране вступила в силу 2 сентября 1990 г. Конституция Российской Федерации (Глава 2 Права и свободы человека и гражданина) принята г. Семейный Кодекс РФ принят г.
Отношение к детям (из истории ) Первобытное общество Детство было очень коротким до шести или семи лет. А дальше ты воин, охотник, ты должен быть сильным, ловким, заботиться о сородичах и о себе. Отголоски такого отношения к детям сохранились у некоторых племен, живущих в наше время, например в Бразилии, вдалеке от городов и цивилизации Рабовладельческое общество В семь лет заканчивалось детство. До этого возраста ребёнок находился в полной зависимости и подчинённости. Древняя Греция Ребёнок был принадлежностью государства. С семи лет детей забирали у родителей и помещали в специальные лагеря, где до двадцати лет их обучали и воспитывали как воинов. Древний Рим Дети были полной собственностью родителей. Те могли заставлять детей выполнять любую, даже самую тяжелую работу, жестоко наказывали их, могли безнаказанно выгнать детей из дома и, что самое ужасное, даже убить. Это не осуждалось ни законом, ни обществом Период христианства Положение детей в обществе постепенно стало меняться. Например, у язычников мать многочисленной семьи могла умертвить новорожденную девочку, чтобы не кормить лишний рот, то христиане так не поступали ни при каких обстоятельствах
Кто детей бездолит, сам себя позорит. (пословица) Удары сыплются. Тема извивается, визжит, лови сухую жилистую руку, страстно целует её, молит, и что-то другое рядом с мольбой растёт в его душе. Не целовать, а бить, кусать хочется ему эту противную гадкую руку. (Н. Г. Гарин-Михайловский«Детство Темы») «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. (А. П. Чехов «Ванька») Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки, как звездочки ночью, после дождя!... Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». «А мама?» «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». «А откуда вы ехали?» «Не знаю, не помню...» «И никого у тебя родных нету?» «Никого». (М. А. Шолохов «Судьба человека») Сегодня он не пошёл в школу: будет лодырничать до самого вечера, и мой долг наказать его, и я выполню мой долг заставлю его завтра работать. Спустить ему на этот раз я не вправе. (МаркаТвен «Приключения Тома Сойера)
Социологический опрос родителей «Что Вы знаете о правах своего ребёнка?» 1. Какие права своего ребёнка вы знаете? Право на образование Право на лечение и отдых Право на гражданство Право на жилье Право на заботу со стороны родителей Частота ответов составляет 75% Не знают прав детей 3% опрошенных Около 15%опрошенных слышали о правах 3. Применяете ли Вы физические наказания к своему ребенку? 3. Применяете ли Вы физические наказания к своему ребенку? 2.Задают ли дети Вам вопросы о своих правах? 4. Надо ли рассказывать о правах детей в СМИ? 4. Надо ли рассказывать о правах детей в СМИ?
Социологический опрос детей «Знаешь ли ты свои права?» 2. Соблюдаются ли твои права? 2. Соблюдаются ли твои права? 1.Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты можешь воспользоваться? 1.Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты можешь воспользоваться? 3. Какие документы о правах ребёнка ты знаешь? 3. Какие документы о правах ребёнка ты знаешь?
В каком возрасте ребенок должен получать права наравне со взрослыми?
Вывод В результате исследования мы установили: какими правами обладают современные дети; что права ребенка закреплены международными документами; что дети и взрослые недостаточно знакомы с правами ребенка и поэтому часто нарушают их. Следовательно, наша гипотеза верна.
Информационные ресурсы Е.С. Королькова Введение в обществознание М.,«Новый учебник»,2005 Я.В. Соколов Граждановедение М., НВЦ «Гражданин»,2005 С. Шагалеев и др. Права ребенка Владивосток, Центр развития гражданских инициатив,2005 Г.А. Воронцов Правоведение Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003 Конвенция о правах ребенка Декларация прав ребенка Семейный кодекс ( ст.63-65)