ХОКУСАЙ путь постижения красоты
Концепция школы : экологическая направленность Моя цель : В рамках экологической концепции школы средствами МХК формировать уважительное отношение к миру через постижение его красоты. Экология – наука, изучающая взаимоотношения всех живых организмов между собой и окружающей средой.
, «Жить лишь дарованным тебе мгновеньем, наслаждаться, любуясь …, бездумно отдаваясь потоку... Это то, что мы называем укиё -э» -Как постичь красоту? -Есть путь! Остановить прекрасные мгновенья этого вечно текущего из прошлого в будущее мира. В конце в. главным направлением развития японской гравюры стало укиё -э - «искусство быстротекущего мира», одно из значительных явлений в изобразительном искусстве Японии. Важнейшими критериями художественности этого искусства являются: самобытность, недосказанность, незавершённость, простота, отсутствие вычурности, выявление и сохранение первозданной красоты самого предмета. «В момент творчества художник должен ощутить себя объектом рисования, оставаясь одновременно и создателем этого объекта. А если художник рисует «проплывающий мимо мир»? Эйси «Ночная прогулка»
«Цветы в Эдо» Тогда он сливается в единое с этим миром, но всё же оставаясь самим собой», - так считал Китагава Утамаро, постигая красоту через сиюминутное мгновение, едва заметную смену чувств и эмоций, создавая национальный идеал женской красоты.
Ива склонилась и спит, И кажется мне, соловей на ветке - Это её душа. (Басё) Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Пленный сверчок. (Басё) Уродливый ворон - И он прекрасен на первом снегу В зимнее утро! (Басё) Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто слезы... (Басё) Один из путей постижения красоты - видение сквозь суету повседневности в каждом мгновении бытия красоты и величия природы. Дар благодарности художника за эту возможность - японская поэзия. Лишь душа, ищущая истину и гармонию, может постичь её. И чем сильнее это стремление, тем глубже проникновение в сокровенную суть явлений. Чувства облекаются в прекрасные строки, творя мимолетную красоту и гармонию. Слушаю, как градины стучат. Лишь один я здесь не изменился, Словно этот старый дуб. (Басё) О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему - В этом высший подвиг цветка! (Басё)
Вглядывайся в невидимое, вслушивайтесь в неслышимое, тогда увидишь красоту. Экхарт говорил: «То, что человек получает в созерцании, он должен вернуть в любви.» Кацусико Хокусай - последователь Утамаро в искусстве цветной гравюры. Художник никогда не диктует свою волю тому предмету или явлению, которое служит первоосновой изображения. Он постигает красоту через незаметное и первозданное.