XIX. Оценка регулирующего воздействия Ограничение вылова трески (Европейская комиссия, 2008) Серия презентаций ИОПП Москва, 2009 г. Что такое оценка?
Предпосылки проведения ОРВ Высокий объем потребления трески поставил популяцию рыбы под угрозу полного исчезновения в местах ловли. Принятие в 2004 году программы по ограничению вылова трески. Мониторинг 2007 года показал, что реализация программы неэффективна – поставленные цели не могут быть достигнуты.
Обзор существующего регулирования 5-10-летняя программа, направленная на восстановление запасов трески: –Нормирование суммарного объема вылова трески; –Нормирование количества дней, разрешенных для лова. Итог: тренд уменьшения популяции рыбы не сломлен, программа не эффективна.
Причины неудачи предыдущего регулирования Основная причина - невыполнения требований национальными правительствами из-за их нечеткой формулировки: –Превышение вылова рыбы над установленными нормативами; –Несоблюдения «дней вылова». Побочные причины: –Сброс «лишней» рыбы за борт для соответствия нормативам; –Неточные исходные данные о популяции трески.
Цели регулирования Общие цели: –восстановление популяции тресковых до объема, который бы обеспечивал стабильность вылова в долгосрочном периоде. Операционные цели: –Ежегодное увеличение популяции рыб до уровня, различного в зависимости от местоположения замеров; –Внедрение регулирования популяции рыб, разработанного научными экспертами.
Альтернативные варианты реализации политики (1) Статус-кво: –Сохранение 10-летнего плана регулирования вылова; –Сохранение принципиально недостижимой цели увеличения морской биомассы на 30% ежегодно; –Сохранение непроработанных механизмов контроля за выловом.
Альтернативные варианты реализации политики (2) Полный запрет на ловлю: –Введение моратория на вылов рыбы в 4 зонах: Северное море, пролив Скагеррак, Восточный канал; пролив Каттегат; воды, прилегающие к западным берегам Шотландии; Ирландское море.
Альтернативные варианты реализации политики (3) Использование экономических мер для стимулирования сокращения вылова трески. –Введение экономических мер на уровне Евросоюза, направленных на повышение конечной цены трески. Предполагаемый результат: –Вариант реализации политики эффективен, цель увеличения популяции трески будет достигнут. Причина отклонения варианта: –Невозможность реализации данной опции в существующем регулятивном поле ЕС в рыбной отрасли.
Альтернативные варианты реализации политики (4) Изменение существующего Плана по восстановлению вылова трески: –Смена цели на более реалистичную; –Финансирование дополнительных научных исследований для установления более точных параметров регулирования; –Введение регулирующих мер по разделению улова.
Качественная оценка альтернатив (1) Статус-кво Прямое влияние: –неэффективность данной политики с точки зрения восстановления запасов и снижения доли отбракованной рыбы. Косвенное влияние: –падение рентабельности рыболовной отрасли при исчезновении трески как вида; –резкое сокращение рабочих мест в рыболовной отрасли и рост безработицы.
Качественная оценка альтернатив (2) Полный запрет на ловлю Прямое воздействие: –Максимально быстрое восстановление популяции рыбы; –Резкое сокращение предложения рыбы; –Банкротство большинства предприятий рыболовного сектора; –«Береговая» безработица.
Качественная оценка альтернатив (3) Изменение существующего Плана по восстановлению вылова трески: –Спад активности в краткосрочном периоде; –Достижение цели восстановления тресковых запасов в долгосрочном периоде; –Устойчивая рентабельность предприятий в долгосрочном периоде; –Применение эффективных механизмов регулирования; –Положительное влияние на экологию в общем.
Выводы и рекомендации Статус-кво – не достигаются цели Экономическое регулирование – невозможность реализации Полный запрет ловли – несоизмеримое отрицательное воздействие на экономику. Изменение существующего Плана по восстановлению вылова трески - одобрен.
Индикаторы оценки политики Индикаторы: –соотношение между нерестом и уровнем смертности плюс вылова; –соблюдение странами-членами нормы суммарного разрешённого объёма вылова трески. Мероприятия в рамках мониторинга: –Ежегодный мониторинг состояния тресковых запасов; –Полный обзор действия скорректированной программы через 3 года.
Контактная информация Адрес в России: , г. Москва, ул. Смольная, 10 Телефон: +7 (499) Эл.почта: Веб-сайт: (русская версия) (English version) Европейское бюро (Париж) – Мария Смирнова Эл.почта: