Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. 9 класс Урок – презентация Учитель Вдовиченко Ольга Николаевна МОУ лицей «Технико – экономический» г. Новороссийск,
Цель: показать учащимся логику построения эволюционной теории Ч.Дарвина. Задачи: Задачи: раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; раскрыть механизмы эволюции и их роль в развитии органического мира; сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. сформировать у учащихся умение сравнивать разные формы естественного отбора. Развивать некоторые личностные качества школьников ( умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.) Развивать некоторые личностные качества школьников ( умение аргументировано высказывать свое мнение, слышать и слушать других, работать в коллективе и д.р.)
Тип урока: комбинированный Содержание: Содержание: 1.Проверка качества знаний учащихся. 1.Проверка качества знаний учащихся. Проверочные задания (2 варианта). Проверочные задания (2 варианта). 2.Изучение нового материала. 2.Изучение нового материала. Логика теории Ч.Дарвина. Логика теории Ч.Дарвина. Типы борьбы за существования. Типы борьбы за существования. Формы естественного отбора. Формы естественного отбора. 3.Закрепление изученного материала. 3.Закрепление изученного материала. Сравнительная таблица. Сравнительная таблица. 4.Домашнее задание. 4.Домашнее задание.
Проверочные задания. Наследственность. 1 вариант 1 вариант Вставьте в текст пропущенные слова. Вставьте в текст пропущенные слова. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. … – свойство организмов передавать при размножении признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственного материала - …. Его основой является молекула …. Внезапные изменения наследственных свойств организма, приводящие к изменению признаков - …. 2 вариант Найдите в тексте предложения, в которых есть биологические ошибки. 1.Передача наследственных признаков организма происходит только при половом размножении.2.Носителями наследственной информации обычно служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах.3.Все полученные по наследству гены обязательно проявятся у организма.4.Материальной основой наследственности является ген – участок молекулы ДНК.
Логика теории Ч.Дарвина. Наблюдаемые природные факторы. Наблюдаемые природные факторы.ВыводМеханизмыэволюции Все организмы стремятся размножатся в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида.( Пр.) Следовательно, организмам что-то мешает выжить. Это – ограниченность жизненных ресурсов и неравномерность их распределения. Борьба за существование. В природе не встречаются две одинаковые особи одного вида.(Пр.) Следовательно организмы обладают способностью приобретать новые признаки. Изменчивость Особи находятся в постоянной борьбе за существование и выживают наиболее приспособленные. Следовательно, в природе происходит отбор. Естественный отбор.
Типы борьбы за существование Внутривидовая Внутривидовая Межвидовая Межвидовая С неблагоприятными условиями С неблагоприятными условиями
Естественный отбор Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Основной движущий фактор эволюции, являющийся результатом борьбы за существование. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов. Выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида организмов.
Движущий (направленный) естественный отбор. Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.). Происходит на фоне изменения условий среды обитания, и возникает направленный отбор в сторону меняющегося фактора (температура воздуха, воды, влажность и т.д.).
Стабилизирующий естественный отбор. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды. Происходит длительное время в практически не меняющихся условиях жизни. В популяциях сохраняются виды организмов с достаточным набором определённых признаков, характерных для конкретной среды.
Половой естественный отбор. Проявляется у раздельнополых животных. Проявляется у раздельнополых животных. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Основывается на соперничестве между особями одного пола за спаривание. Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного). Приводит к половому диморфизму (характерные внешние признаки сцепленные с полом животного).
Дизруптивный естественный отбор Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений. Благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости, т.е. преимущественно получают крайние варианты приспособлений.
Вывод. Результатом естественного отбора является: Результатом естественного отбора является: приспособленность организмов, приспособленность организмов, образование подвидов и видов, образование подвидов и видов, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, происходит последовательное изменение организмов в ходе прогрессивной эволюции, вымирают менее приспособленные. вымирают менее приспособленные.
Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов. Характеристики Характеристики для сравнения для сравнения Искусственный отбор Искусственный отбор Естественный отбор Естественный отбор Кем проводится отбор? Что служит материалом для отбора? По скольким признакам происходит? Как долго длится? Почему? Кому приносит пользу? Что является результатом отбора?
Домашнее задание. Обязательное: стр.24 – 34. Обязательное: стр.24 – 34. Творческое: Творческое: Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке. Гусеницы одного из видов бабочек встречаются на листьях двух видов – ярко- зелёного и сероватого цветов. На зелёных листьях намного чаще встречаются зелёные гусеницы, а на сероватых – серые. Предложите возможные объяснения этого факта и опыты по проверке.