Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель муниципального эксперимента Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить Т. Эдисон
Проблемные факты и негативные тенденции в школе Индивидуалистические интересы большинства социальных партнеров наличием психологической неготовности 1/3 части педагогов использовать образовательные ресурсы социальных институтов в сети Интернет для развития познавательного интереса учащихся. Недостаточны возможности для формирования и проявления гражданской позиции учащихся недостаточность технической оснащенности и методологических знаний у педагогического коллектива школы отсутствие предпосылок для взаимодействия субъектов образовательного процесса в сети Интернет с профессиональными, ученическими, родительскими сообществами;
Главная проблема: Каков механизм взаимодействия социальных партнеров в условиях информационного общества, ориентированный на повышение мотивации обучения, развитие познавательного интереса и формирование гражданской позиции учащихся?
идея развития социального партнерства идея Интернет-взаимодействия; идея развития познавательного интереса учащихся; идея самореализации субъектов образовательного процесса идея организации социального и образовательного пространства
расширение социального партнерства через совместную проектную деятельность, участие в конкурсах, ярмарках, грантах, соревнованиях, взаимодействие в сети Интернет и т.п.
механизм взаимодействия социальных партнеров, содержание, средства, ориентированные на повышение мотивации обучения, развитие познавательного интереса учащихся и социализацию субъектов взаимодействия информационного общества. процесс взаимодействия социальных партнеров в условиях информационного общества Объект эксперимента Предмет эксперимента ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ эксперимента
развивать творческие способности личности, способствующие росту мотивации к образованию и самообразованию, на идеях воспитания гражданина и патриота России, малой родины, реализующего себя в информационном обществе
Создать модель новой школы «Школы социального партнерства в условиях информационного общества»
Задачи: Обновить содержание образования на всех ступенях обучения с использованием ИКТ. Разработать и реализовать социально значимые проекты с привлечением всех субъектов образовательного процесса. Апробировать новые средства развития и социализации субъектов взаимодействия в сети Интернет (сайт, дистанционное обучение, образовательный портал, детско- взрослые сообщества и др.). Создать детско-взрослую школу социального партнерства «Вознесенье». Разработать и апробировать программу оценки инновационной образовательной деятельности.
Развитие и социализация субъектов взаимодействия в условиях информационного общества позволит достичь высокого качества образования при условии: Установлено содержательное взаимодействие с социальными партнерами и определен его механизм Развита информационная и методологическая компетентность субъектов образовательного процесса Обновлено содержание образования в соответствии с запросами общества. Организовано психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса (ученик- учитель-родитель) Создана система демократического управления школой
повышение мотивации учащихся к саморазвитию, самовоспитанию, самоактуализации, самоопределению, самореализации; самоопределение выпускников школы; сформированность навыков здорового образа жизни; развитие личностных качеств учащихся; воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями рост качества образования; рост познавательного интереса учащихся к обучению; адаптация выпускника ОУ к современным социально- экономическим условиям ЛО;
повышение мотивации учащихся, педагогов, родителей к взаимодействию; повышение методической, методологической и информационной культуры педагогов; наличие условий для реализации способностей учащихся; создан механизм взаимодействия социальных партнеров школы, позволяющий перейти в режим государственно-общественного управления; расширение социального партнерства; укрепление содержательного взаимодействия семьи и школы; удовлетворение потребностей поселения в новом качестве образовательных услуг. внедрение проектных и информационных технологий в учебно- воспитательный процесс;
Связь опытно- экспериментальной работы с приоритетными направлениями Региональной целевой программы на годы подпрограмма «Обновление содержания общего образования» подпрограмма «Развитие творческого потенциала учащихся» подпрограмма «Развитие системы дополнительного образования», подпрограмма «Психолого- педагогическая поддержка процессов развития ребенка» подпрограмма «Развитие системы воспитания» подпрограмма «Информатизация образования»
Органичное сочетание принципов проектирования: принцип развития; принцип целенаправленности принцип системности принцип преемственности принцип взаимосвязи и взаимодействия принцип технологичности принцип конкретности принцип воспитательного воздействия, принцип общности (участие в разработке проектов всех субъектов, которые должны будут его выполнять) Целостность – показатель высшего уровня развития педагога, а значит, и школы как системы Органичное сочетание принципов проектирования: принцип развития; принцип целенаправленности принцип системности принцип преемственности принцип взаимосвязи и взаимодействия принцип технологичности принцип конкретности принцип воспитательного воздействия, принцип общности (участие в разработке проектов всех субъектов, которые должны будут его выполнять) Целостность – показатель высшего уровня развития педагога, а значит, и школы как системы
Особенности в реализации программы ОЭР: изменяется подход к реализации основных функций управления планирование - методика целевого планирования (М.М.Поташник, В.С.Лазарев, Н.В.Немова и др.) организация - высокая степень децентрализации управления, координация руководство - авторитет, личный пример, вознаграждение, метод группового решения проблем контроль - опережающий и мотивирующий контроль (В.С.Лазарев)