Одно из правил дидактики гласит: «ребенок учится не глазами и ушами, а руками»
Уникальность предмета «Изобразительное искусство» состоит в том, что все происходящее в рисунках дети воспринимают как игру. Художественно – дидактические игры оказывают сильнейшее влияние на развитие детей, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Эти игры интенсивно развивают: зрительную память, глазомер, наблюдательность, чувства цвета, красоты, пропорции, умения выразить свои чувства и ощущения. Рисование и все продуктивные виды деятельности (лепка, вырезание, конструирование) – одно из мощных средств формирования интеллекта человека.
По мнению Л.С.Выготского детский рисунок с психологической точки зрения является своеобразной детской речью и предварительной стадией письменной речи. Огромную роль рисование и изобразительная деятельность играют в создании у ребенка комфортного психологического состояния, снятия барьеров в общении с собой и окружающим миром.
Элемент неожиданности (развивает интерес к предмету) Элемент движения (увлекает детей) Элемент поиска (развивает учебно- познавательные процессы) Элемент соревнования (способствует повышению творческой активности) Элемент загадки (стимулирует фантазию)
Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Взять краски нескольких или одного цвета, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе (можно предварительно сложить лист пополам). Затем, посмотрев на кляксу, нужно представить, на что или на кого она похожа.
Примечание к игре: Агрессивные или подавленные дети выбирают краску темных цветов. Через обсуждение «страшного» рисунка агрессия ребенка выходит вовне, он от нее освобождается. К такому ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые цвета (цвета грусти) Дети напряженные, конфликтные, расторможенные выбирают серые и коричневые цвета. Видимо ребенок нуждается в успокоении. Возможны ситуации, когда не прослеживается четкой связи между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка. Данную игру можно использовать на уроках (1-4), классных мероприятиях, для диагностики или снятия психологического напряжения (как со всем классом, так и индивидуально)
Цель: лечение «пластическим изобразительным творчеством»
Принадлежности: содержимое пенала (1-6 кл.); скотч, ножницы, кнопки, скрепки. Содержание: Дети по просьбе педагога вываливают из своих пеналов содержимое, некоторым добавляют кнопки, скрепки. Задание: за 3 минуты с помощью скотча создать какую-то композицию (скульптуру), комбинируя предметы. От имени скульптуры дети произносят монолог, обязательно придумав имя скульптуры; рассказывают о своих эмоциях во время игры. Нарисовать портрет своей скульптуры.
Цель: развитие лексики учащихся средствами рисунка (5-7 классы) Содержание: введение в игру (любое слово можно передать рисунком; показать пример) называется любое слово: название животного, птицы, растения… школьники создают из информации, связанной с названным словом, рисунок.
Цель: привитие интереса к искусству, психологическая разрядка на уроке (5-7 классы) Содержание: в архиве музея живописи нашли странные «куски» от картин… Необходимо восстановить произведения, определить авторов и название. Примечание: этот процесс особенно увлекает «проблемных» детей; Игру можно сделать соревнованием.
Высыпать на стол содержимое пакета…
Это задание первого уровня. Есть набор легких и более сложных заданий… Начало…. Итог
Попробуйте сами: высыпьте из пакета «куски картины», не переворачивая на изнаночную сторону; начинайте восстанавливать произведение; узнайте автора и название восстановленной картины.