Адаптация УМКД к целям образовательной программы Председатель КОП Департамента педиатрии проф. Сарсенбаева С.С.
«Система медицинского образования Казахстана поставила перед собой амбициозные цели: повышение качества подготовки медицинских кадров, выпуск врачей нового поколения - конкурентоспособных специалистов международного класса» Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. Вып. 1. – Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010
Традиционное медицинское образование ХХ века носило информационный характер, студенты являлись пассивными слушателями – «запомни, вспомни, воспроизведи» Главным недостатком такого метода обучения является то, что у студента-медика не развивалось критическое мышление (Аканов А.А. с соавт., 2009).
Благодаря внедрению новых образовательных (интерактивных) методик, студенты за время учебы обретают высокий уровень когнитивных (интеллектуальных) навыков, способностей самостоятельного решения проблем - способностей к анализу, оценке, интеграции и применению полученных знаний, а также развитие критического мышления для принятия решения.
Цель образовательной программы Формирование клинических знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач в профессиональной деятельности специалиста медицинского профиля, эффективного взаимодействия с пациентами и другими специалистами системы здравоохранения при оказании медицинской помощи населению; Развитие клинического мышления; формирование навыков принятия решений, основанных на принципах доказательной медицины и эффективного взаимодействия с другими специалистами; Развитие способности к познанию и обучению на протяжении всей жизни и применению новейших технологий во врачебной практике.
Цели адаптации УМКД Внесение изменений и дополнений в учебно- методический комлекс для реализация компетентностного подхода при обучении студентов, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности
Адаптация УМКД к целям образовательных программ Перенос акцента со слов «знать, уметь» на слова «формировать знания…, умения… коммуникативные навыки» Формировать у студентов навыки определения, применения, анализа, оценки, описания, демонстрации, инициирования, обоснования и т.д….
Конкретизация целей и задач каждой темы занятия, дисциплины, специальности Уточнение методов обучения с учетом специфики темы, дисциплины, направления подготовки, курса обучения Адаптация УМКД к целям образовательных программ
5 ключевых компетенций: когнитивная (знать), операциональная (уметь), аксиологическая (применять), правовая компетенция (адвокат здоровья), самосовершенствование
Когнитивный компонент (знания) Формирование знаний основных процессов и явлений…. Освоение теоретических знаний по основным вопросам …… Изучение ……. и дальнейшее практическое использование теоретических знаний в практике, а также ….. Формирование знаний анатомо-физиологических особенностей ….. Приобретение знаний на опыте с ориентацией на организацию педиатрической службы… Владение знаниями по клинике, принципам диагностики и лечения ….
Операциональный компонент (навыки) Формирование навыка эффективного использования полученных знаний в практической деятельности ….. Формирование умения самостоятельно провести …. Формирование навыка анализа полученных при обследовании пациента данных… Формирование навыка обоснования диагноза …. Формирование навыка оценки тяжести … Формирование навыка определения приоритетов при назначении... Формирование навыка применения этиопатогенетического лечения ….
ПРИМЕРЫ Формирование навыка обработки медико- биологических данных на основе современных компьютерных технологий; Формирование и развитие навыка по уходу за больными; Формирование и совершенствование навыка объективного обследования детей с целью выявления общих и специфических признаков… Формирование навыка оказания помощи при обмороке, гипертоническом кризе… Формирование навыка демонстрации метода искусственного дыхания «рот в рот»….
Аксиологический компонент (коммуникативные навыки) Формировать навыки эффективного сотрудничества с другими людьми… Формировать поведенческие умения в конкретных ситуациях… Формировать навыки инициирования …. Формировать персональные качества специалиста… Формировать и развивать… навык эффективного общения врача и пациента, Формировать и совершенствовать …. Владеть ….. Демонстрировать ….
Правовой компонент Формировать знания … по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; Формировать знания по основным приказам МЗ РК по иммунопрофилактике и вакцинации детей, санитарно эпидемиологическим мероприятиям; Формировать знания и навыки применения в программ ВОЗ по … Формировать навык применения протоколов лечения … Формировать навык соблюдения прав пациентов при оказании им профессиональной помощи. Формировать навык по определению ущерба здоровью… Формирование навыка анализа …..
Самосовершенствование и развитие Мотивировать …..совершенствование… Формировать навык …. работы с ПК … Формировать навык самостоятельной работы с информацией…. Формировать и развивать навык самостоятельной работы с базами ЕВМ... Формировать и совершенствовать аналитические способности студента при работе с профессиональной литературой…. Формирование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни…
Основополагающими компонентами педагогического процесса являются: · цели – для чего учиться (учить); · содержание – чему учиться (учить); · методы и средства – как учиться (учить).
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Детские болезни» (DB-4304) Специальность: – Общая медицина Курс: четвертый Семестр: 7, 8 Всего: 405 часов Практические (семинарские) занятия: 240 часов Лекции:30 часов Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС): 135 часов Форма контроля: экзамен
Цель дисциплины: Обучить (научить) диагностировать и лечить заболевания детского возраста. Задачи обучения: научить студентов основным принципам диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний в педиатрической практике; научить основным принципам профилактики инфекционных заболеваний у детей; совершенствовать навыки межличностного общения и консультирования детей или ухаживающих за ними. Цель дисциплины: Формирование знаний и умений диагностики, лечения и профилактики заболеваний детского возраста. Задачи обучения: Формировать знания этиологии и патогенеза….. Формировать навык объективного осмотра…. Формировать навык по применению принципов диагностики и лечения... Формировать и развить навык оценки…. Формировать навык демонстрации метода …. Формировать знания и умения по проведению профилактики… Формировать и совершенствовать навыки межличностного общения…. Пассивное обучение Активное обучение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ БЛОК 5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: – «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА»
Цель: формирование знаний и умений по диагностике и лечению заболеваний органов дыхания у детей. Задачи обучения: Формировать знания этиологии, патогенеза и клинической симптоматики заболеваний органов дыхания Формировать навык составления и обоснования программы обследования … Формировать навык интерпретации лабораторных показателей крови, мокроты и т.д. ….. Формировать навык проведения спирографии и интерпретации результатов Формировать навык чтения рентгенограммы органов грудной клетки Формирование навыка обоснования пульмонологического диагноза Формирование навыка оценки дыхательной недостаточности Формировать и развивать аналитические способности при дифференциальной диагностике … Формировать навык проведения профилактики заболеваний органов дыхания Формировать и совершенствовать навыки общения с пациентами и их родителями …
Тема лекции 1: Острые пневмонии у детей. Клинические особенности и современные методы лечения пневмоний у детей в зависимости от этиологии Цель: Разъяснить студентам клинические особенности пневмонии у детей и принципы лечения острой пневмонии у детей в зависимости этиоглогии заболевания. Цель: Формирование знаний по этиологии, патогенезу, клиническим особенностям течения пневмонии и принципам лечения у детей. Цель: ……….
1 Тема 1: Бронхиты, бронхиолиты. Острые пневмонии. Особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями» 2 Цель: Формирование знаний и умений по вопросам диагностики и лечения острого бронхита, острого бронхиолита, рецидивирующнго бронхита, острой пневмонии. 3 Задачи обучения: ознакомить студентов с этиологией, патогенезом и клинической симптоматикой острого бронхита, острого бронхиолита, рецидивирующего бронхита, острой пневмонии; обучить принципам диагностики и лечения острого бронхита, острого бронхиолита, рецидивирующнго бронхита, острой пневмонии; научить основным принципам профилактики острого бронхита, острого бронхиолита, рецидивирующнго бронхита, острой пневмонии; совершенствовать навыки межличностного общения.
Исходя из роли преподавателя и студента, а также их взаимодействия друг с другом во время образовательного процесса методы облучения могут образовывать три большие группы: 1. Пассивные методы 2. Активные методы 3. Интерактивные методы
Методы обучения и преподавания: устный опрос тестирование курация тематических больных решение ситуационных задач и тестовых заданий интерпретация лабораторных данных, работа в малых группах консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам проведение итогового контроля презентация рефератов. Рекомендуемые методы обучения Кейс-стади Деловые игры ролевые игры Метод мозгового штурма Метод групповой дискуссии Портфолио Тестирование Комбинированный опрос Устный опрос Письменный опрос Метод PBL Метод TBL
Сроки реализации 11 января 2011 г. – предварительный вариант 20 января 2011 г. – окончательный вариант