Содержательные и методические особенности подготовки учителя предметника к работе по ФГОС основной школы ФГОС ГОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н. Давыдова О.В.
Вопросы Смена парадигм учения Смена парадигм учения Проблемы введения ФГОС основной школы Проблемы введения ФГОС основной школы Литература по ФГОС Литература по ФГОС Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Представление планируемых результатов Представление планируемых результатов Методы оценивания Методы оценивания Условия оценивания Условия оценивания Критерии оценки результатов художественной деятельности Критерии оценки результатов художественной деятельности
Смена парадигм учения Смена парадигм учения Компоненты парадигмИндустриальное обществоПостиндустриальное общество Ценности учение для общественного производства учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры Мотивы –– учение обучающихся как обязанность; –– деятельность педагога как испол-нение профессионального долга –– заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов; –– заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними Нормы –– ответственность за учение обучающихся несет педагог; –– авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, при требовании от обучающихся дисциплины и усердия –– обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; –– авторитет педагога создается за счет его личностных качеств Цели –– направленность учения на приобретение научных знаний; –– учение в молодости как «запас на всю жизнь» –– направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); –– учение в течение всей жизни
Смена парадигм учения Компоненты парадигмИндустриальное обществоПостиндустриальное общество Позиции участников учебного процесса –– педагог передает знания; –– педагог над обучающимися –– педагог создает условия для самостоятельного учения; –– педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство Формы и методы –– иерархический и авторитарный методы; –– стабильная структура учебных дисциплин; –– стабильные формы организации учебного процесса; –– акцент на аудиторные занятия под руководством педагога –– демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; –– динамичная структура учебных дисциплин; –– динамичные формы организации учебного процесса; –– акцент на самостоятельную работу обучающихся Средства –– основным средством обучения является учебная книга –– учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно- телекоммуникационных систем и СМИ Контроль и оценка –– контроль и оценка производятся преимущественно педагогом –– смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
Проблема Наиболее существенная особенность ФГОС состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе и в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Наиболее существенная особенность ФГОС состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе и в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок.метапредметные Отсутствие в образовательном учреждении системы оценки метапредметных результатов может стать тревожным сигналом в реализации федерального стандарта. Показателем наличия системы оценки метапредметных результатов является наличие в арсенале педагога инструментария оценки универсальных учебных действий, внесены ли изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» Отсутствие в образовательном учреждении системы оценки метапредметных результатов может стать тревожным сигналом в реализации федерального стандарта. Показателем наличия системы оценки метапредметных результатов является наличие в арсенале педагога инструментария оценки универсальных учебных действий, внесены ли изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации»
Литература по ФГОС Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ( edu/noc/rub/standart) ), а также в различных печатных сборниках: Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ( edu/noc/rub/standart) ), а также в различных печатных сборниках: edu/noc/rub/standarthttp:// edu/noc/rub/standart Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, – 31 с. – (Стандарты второго поколения) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, – 31 с. – (Стандарты второго поколения) Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова,. – М.: Просвещение, с.Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, – 142 с. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова,. – М.: Просвещение, с.Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, – 142 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, – 24 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Текст] : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, – 24 с. Концепция Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. М. : Просвещение, с. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. М. : Просвещение, с. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, – 400 с. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, – 400 с. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, – 232 с. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2 [Текст] : учебное издание – М. : Просвещение, – 232 с. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы. Проект. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы. Проект. – М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения) Примерныеучебным Примерныеучебным Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, – 111с. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, – 111с. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, – 223 с. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, – 223 с.
Литература по ФГОС Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, – 151 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, – 151 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 128 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 128 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 80 с. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс [Текст] / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева; под ред. О. Б Логиновой. – М. : Просвещение, – 80 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 215 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 215 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 240 с. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 240 с. Оценка достижения Оценка достижения Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 120 с. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, – 120 с. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, – 176 с. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, – 176 с. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. – Рига : Пед. центр «Эксперимент» Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. – Рига : Пед. центр «Эксперимент»
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметные, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. предметные, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Представление планируемых результатов обобщенная форма обобщенная форма технологическая форма адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМ, руководителям образовательных учреждений преимущественно учителям, учащимся и их родителям показатель достижения количество учащихся, способных/неспособных успешно выполнять задания заданного уровня сложности (базового, повышенного, высокого) в ходе как аттестационных, так и неперсонифицированных мониторинговых процедур способность/неспособность учащегося успешно действовать в различных типах учебных ситуаций; количество учащихся овладевших/неовладевших навыками исполнительских действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета; количество учащихся, овладевших навыками ориентировочных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета обозначена Примеры опорных учебных заданий, которые учащиеся могут успешно выполнять при итоговом оценивании ПримерыПримеры учебных ситуаций, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно Примеры
На каждой ступени образования успешное выполнение системы опорных заданий по всем предметам является необходимым и достаточным основанием для констатации факта достижения выпускником планируемых результатов освоения образовательной программы данного уровня На каждой ступени образования успешное выполнение системы опорных заданий по всем предметам является необходимым и достаточным основанием для констатации факта достижения выпускником планируемых результатов освоения образовательной программы данного уровня Поскольку в зависимости от возможностей учащихся освоение ими планируемых результатов может выходить за рамки системы опорных заданий (и по глубине освоения и по широте охвата), то для установления уровня достижения планируемых результатов предлагаются также и задания повышенного уровня. Поскольку в зависимости от возможностей учащихся освоение ими планируемых результатов может выходить за рамки системы опорных заданий (и по глубине освоения и по широте охвата), то для установления уровня достижения планируемых результатов предлагаются также и задания повышенного уровня. Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) и учителя Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) и учителя
Методы оценивания наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (навыки учения, социальные, коммуникативные, поисковой и проектной деятельности) наблюдение за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (навыки учения, социальные, коммуникативные, поисковой и проектной деятельности) оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в группе оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в группе тестирование тестирование оценка открытых ответов (устных и письменных) оценка открытых ответов (устных и письменных) оценка закрытых ответов (с выбором ответа) оценка закрытых ответов (с выбором ответа) оценка результатов рефлексии (самоанализ, протоколы собеседований, дневник и т.п.) оценка результатов рефлексии (самоанализ, протоколы собеседований, дневник и т.п.) интегральная оценка (итоговые комплексные проверочные работы в конце года) интегральная оценка (итоговые комплексные проверочные работы в конце года) портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ портфолио
Условия оценивания возможность независимой перепроверки результатов иными лицами возможность независимой перепроверки результатов иными лицами минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. использовать с этой целью информационные технологии минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. использовать с этой целью информационные технологии минимальный и достаточный минимальный и достаточный критериальная основа критериальная основа
Критерии Художественно-творческая работа может быть выполнена: Художественно-творческая работа может быть выполнена: - с соблюдением определенных правил, но при этом не отличаться оригинальностью и выразительностью; - с соблюдением определенных правил, но при этом не отличаться оригинальностью и выразительностью; - с соблюдением определенных правил, быть достаточно оригинальной, но не отличаться выразительностью; - с соблюдением определенных правил, быть достаточно оригинальной, но не отличаться выразительностью; - с соблюдением всех правил, быть оригинальной и выразительной. - с соблюдением всех правил, быть оригинальной и выразительной. Качество выполнения учащимися работы в целом оценивается творческим использованием всего арсенала средств художественной выразительности, осмысленным подчинением всех элементов композиции целому. Качество выполнения учащимися работы в целом оценивается творческим использованием всего арсенала средств художественной выразительности, осмысленным подчинением всех элементов композиции целому. Критерии оценки художественно-творческой работы: Критерии оценки художественно-творческой работы: - адекватность выбранного художественного материала; - адекватность выбранного художественного материала; - оригинальность замысла; - оригинальность замысла; - эмоциональность; - эмоциональность; - использование средств художественной выразительности для создания образа. - использование средств художественной выразительности для создания образа. Итоговая оценка учащихся складывается по результатам оценки их художественной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении как отдельных заданий, так и итогового комплексного задания по завершении курса изобразительного искусства. Итоговая оценка учащихся складывается по результатам оценки их художественной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении как отдельных заданий, так и итогового комплексного задания по завершении курса изобразительного искусства. Итоговая работа в соответствии с решаемой педагогической задачей может быть проведена в самых разных формах – от отчетной выставки художественных работ до формальной работы, предложенной всем или отдельным учащимся. Решение о целесообразности и формах проведения итоговой работы может приниматься учителем, методическим объединением или педагогическим советом школы Итоговая работа в соответствии с решаемой педагогической задачей может быть проведена в самых разных формах – от отчетной выставки художественных работ до формальной работы, предложенной всем или отдельным учащимся. Решение о целесообразности и формах проведения итоговой работы может приниматься учителем, методическим объединением или педагогическим советом школы
Оценка результатов художественной деятельности носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на уроках, в сфере внеклассной работы при оценке самостоятельной практико- ориентированной и художественно-творческой деятельности детей; носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на уроках, в сфере внеклассной работы при оценке самостоятельной практико- ориентированной и художественно-творческой деятельности детей; участие учащихся в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности семьи, класса, школы (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, интерьера класса, своей комнаты, сделанные собственными руками художественные подарки – открытка, скульптура малых форм и др. проекты графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т.п.), арт-дизайна) является не только важнейшим условием становления художественно- эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов участие учащихся в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности семьи, класса, школы (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, интерьера класса, своей комнаты, сделанные собственными руками художественные подарки – открытка, скульптура малых форм и др. проекты графического дизайна (реклама, фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т.п.), арт-дизайна) является не только важнейшим условием становления художественно- эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов успешности достижения планируемых результатов успешности достижения планируемых результатов
Благодарю за внимание!