Д.М.Бриман Вице-президент по корпоративным вопросам ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Москва, Союз Российских Пивоваров, 6 апреля 2007 г. Социальные аспекты развития пивоваренной отрасли. Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий.
2 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Содержание Пиво и спорт: мировой и отечественный опыт Законодательные ограничения рекламы пива в РФ Реальные и вероятные последствия ограничения рекламы пива на спортивных мероприятиях Выводы
3 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Пиво и спорт: мировой опыт Целевые аудитории спортивных болельщиков и потребителей пива практически совпадают, поэтому пивоваренные компании традиционно спонсируют популярные спортивные мероприятия
4 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Пиво и спорт в России До принятия в 2004 году поправок в закон «О рекламе» ежегодный объем спонсорских вложений пивоваренных компаний в профессиональный спорт в России составлял более 50 млн. долларов Сборная России по футболу Олимпийская сборная России Российская футбольная премьер-лига Хоккейный турнир «Кубок Балтики»
5 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Пиво и спорт в России «Балтика» - спонсор международного хоккейного турнира «Кубок Балтики»;титульный спонсор волейбольного клуба «Балтика»; официальный спонсор хоккейного клуб «СКА» СПб; спонсор Кубка Мэра Москвы по конкуру; Кубка по выездке на приз Президента РФ; Кубка Президента по дзюдо; Кубка СПб по мини-футболу среди любителей «Золотая Бочка» - спонсор олимпийской сборной РФ «Три богатыря» - спонсор Чемпионата России по хоккею «Очаково» – Футбольный и хоккейный клубы «Динамо» (Москва) «Эфес Пилснер» - официальный спонсор чемпионата мира и Европы по фигурному катанию «Клинское» - официальный спонсор баскетбольной команды «Уралгрейт» «Кронверк» - официальный спонсор чемпионата мира по водно-моторным гонкам «Купеческое» (ОАО «Пикра») – спонсор ХК «Енисей», Международного турнира по вольной борьбе им. Ивана Ярыгина «Ярпиво» - спонсор футбольного клуба «Шинник»; спонсор международных профессиональных парных велогонок«Звездный трек»
6 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Ограничения рекламы пива Федеральный закон "О рекламе" 108-ФЗ от не содержал специфических ограничений по рекламе пива Законом 115-ФЗ от г. в ФЗ «О рекламе» был добавлен пункт 1.1 статьи 16, вводящий ограничения на рекламу пива и напитков на его основе. Ряд ограничений не имеет прецедентов в мире и ставит пиво в худшее положение по отношению к крепкому алкоголю: запрет на использование образов людей и животных запрет на использование анимации (мультипликации) С 1 июля 2006г. в силу вступил новый закон «О рекламе» 38-ФЗ от Статья 22 закрепляет предыдущие ограничения рекламы пива, за исключением запрета на использование анимации. Пункт 2.7 статьи 22 закона «О рекламе» запрещает размещение рекламы пива «в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений»
7 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Последствия ограничений на спонсорство спорта Ограничение рекламы привело к финансовым потерям спортивных федераций. В результате страдают программы развития массового и детско- юношеского спорта. По оценкам Российского футбольного союза, потери отечественного футбола после введения ограничений на рекламу пива составили порядка млн. долларов в год По нашим оценкам, общие потери российского спорта от ограничений на рекламу пива превысили 100 млн. долларов
8 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Последствия ограничений на спонсорство спорта При существующих ограничениях в России не могут проходить некоторые международные спортивные соревнования, спонсорами которых являются пивоваренные компании: Чемпионат мира по футболу (ФИФА) Лига чемпионов (УЕФА) Ограничения рекламы также могут негативно повлиять на шансы России проводить зимние Олимпийские игры-2014
9 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Последствия ограничений на спонсорство спорта Ухудшается положение отечественных марок пива по отношению к иностранным, которые имеют возможность спонсировать крупные международные соревнования, транслируемые в России. Это снижает конкурентоспособность отечественной пивоваренной отрасли перед вступлением России во Всемирную Торговую Организацию
10 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Последствия ограничений на спонсорство спорта Не достигнута основная декларируемая цель, с которой ограничивали рекламу пива – употребление пива несовершеннолетними не снижается Реальный эффект может принести ужесточение ответственности за нарушение запрета на продажу пива несовершеннолетним (статья 14.2 КоАП РФ)
11 Проблемы взаимодействия в области спонсорства спортивных мероприятий Выводы Союзом российских пивоваров подготовлен текст поправки в ФЗ «О рекламе», которая позволит пивоваренным компаниям поддерживать спорт: Дополнить Статью 22 «Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе» пунктом пятым следующего содержания: 5. Требования, указанные в части 4 статьи 2 «Сфера применения настоящего Федерального закона» и в пунктах 1 и 7 части 2 статьи 22 «Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе» не распространяются на: 1) рекламу спонсоров российских спортивных соревнований, в том числе чемпионатов Российской Федерации; 2) рекламу спонсоров международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации; 3) рекламу, размещаемую на условиях соглашений о предоставлении прав на трансляцию международных спортивных соревнований».