Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Advertisements

РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
В.В. Егоров Проректор по УР Научные подходы модульной организации учебного процесса.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ И ПРОГРАММАХ А.А. Шехонин, проректор В.А. Тарлыков, профессор Национальный исследовательский.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Транксрипт:

Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии формирования общекультурных компетенций

Болонский процесс и национальная структура квалификаций Болонский процесс и национальная структура квалификаций Болонский процесс привел к качественным изменениям в национальных системах высшего образования в странах Европы. Новая реальность европейского высшего образования, - разработка и введение национальных структур квалификаций.

Национальная структура квалификаций В национальных структурах квалификаций отражаются ожидаемые результаты обучения в высшей школе, по итогам которых выпускнику присваивается та или иная квалификация, то есть, что знает, понимает и способен выполнять выпускник, который прошел обучение того или иного уровня по тому или иному направлению и получил соответствующую квалификацию

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций В национальных структурах квалификаций делается акцент на результатах обучения - компетенциях выпускника, а не на процедурах получения квалификации, а также на возможных путях получения различных квалификаций

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций Доклад «Высшее образование в Европе 2009: развитие Болонского процесса» свидетельствует, что большинство стран-участников Болонского процесса начали процесс внедрения структур рамочных квалификаций.

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций В пяти европейских странах (Германия, Великобритания, Ирландия, Бельгия и Голландия) этот процесс завершен, при этом обеспечено соответствие национальных рамочных квалификаций с европейскими рамками квалификаций Европейского пространства высшего образования. Другие европейские страны предполагают завершить такой процесс к 2012 г.

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций Структура квалификаций в Европейском пространстве высшего образования включает три цикла (уровня): бакалавр, магистр, докторантура. Каждая страна может вводить присущие ее национальному образовательному контексту иные квалификации/степени.

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций Каждая степень описывается с помощью дескрипторов Дескрипторы содержат описание того, что должен знать, понимать и/или уметь обучаемый по завершении учебной программы. Дескрипторы базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также на общем количестве переводных зачетных единиц ECTS.

Национальная структура квалификаций Национальная структура квалификаций Дескрипторы квалификаций вместе с результатами обучения составляют основной инструмент описания системы высшего образования, это - основной элемент строительства национальных структур квалификаций

Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего образования.

Дублинские дескрипторы Дублинские дескрипторы основаны на пяти главных результатах обучения: знание и понимание, использование на практике знания и способности понимания, способность к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов, умения в области общения, умения в области обучения

Дублинские дескрипторы При использовании дескрипторов применяются описания того, что должен знать, понимать и/или уметь обучающийся при общем количестве переводных зачетных единиц ECTS.

Дублинские дескрипторы Квалификации, означающие завершение высшего образования короткого цикла (в рамках первого цикла), присуждаются студентам, которые: демонстрируют знания и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования. Эти знания формируют основу для трудовой деятельности или профессии, личностного развития и продолжения обучения для завершения первого цикла; могут применять свои знания и понимание в профессиональных контекстах; способны определять и использовать данные для формулирования ответов на четко определенные конкретные и абстрактные проблемы; могут передавать собственное понимание, умения и деятельность коллегам своего уровня, руководителям и клиентам; обладают умениями для продолжения дальнейшего обучения при определенной степени автономности.

Дублинские дескрипторы Квалификации, означающие завершение высшего образования первого цикла присуждаются: студентам, которые, продемонстрировали знания и понимание в области изучения, сформированные на основе общего среднего образования, и включают в себя определенные аспекты, связанные с наиболее передовыми знаниями в области изучения; могут применять свои знания и понимание способом, свидетельствующим о профессиональном подходе к трудовой деятельности или к профессии, и имеют компетенции, обычно демонстрируемые посредством формирования и обоснования доводов и решения проблем в рамках области изучения; способны осуществлять сбор и интерпретацию значимых данных (обычно в рамках области изучения) для вынесения суждений, предполагающих учет значимых социальных, научных или этических вопросов; могут сообщать информацию, идеи, проблемы и решения как специалистам, так и неспециалистам; развили такие умения в области обучения, которые необходимы для продолжения обучения с высокой степенью автономности.

Дублинские дескрипторы Квалификации, означающие завершение высшего образования второго цикла, присуждаются: студентам, которые: продемонстрировали знания и понимание, основанные на и выходящие за рамки и/или углубляющие знания и понимание, обычно ассоциирующиеся с уровнем бакалавра, которые составляют основу или возможность для проявления оригинальности при разработке и/или применении идей, часто в рамках исследовательского контекста; могут применять свои знания и понимание и способность решать проблемы в новых и незнакомых контекстах в рамках более широких (междисциплинарных) контекстов, связанных с их областью изучения; способны интегрировать знания и справляться со сложными вопросами и формулировать суждения на основе неполной или ограниченной информации, предполагающей учет социальной и этической ответственности, связанной с использованием их знаний и суждений; могут сообщать свои выводы и использованные для их формулировки знания и обоснования специалистам и неспециалистам четко и непротиворечиво; обладают умениями в области обучения, позволяющие им продолжать обучение в значительной мере самостоятельно и автономно.

Дублинские дескрипторы Квалификации, означающие завершение высшего образования третьего цикла,присуждаются: студентам, которые: продемонстрировали системное понимание в области изучения и освоение умений и методов исследования в определенной области; продемонстрировали способность создавать, разрабатывать и адаптировать важный процесс исследований с научной целостностью; внесли вклад посредством оригинального исследования, расширяющего рамки существующих знаний путем разработки существенного труда, некоторые аспекты которого отражены в национальных или международных реферированных публикациях; способны к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей; могут общаться по тематике своей области компетенции с равными по статусу, широким научным сообществом и обществом; способны содействовать, в рамках академических и профессиональных контекстов, технологическому, социальному или культурному развитию в интересах формирования общества, основанного на знаниях.

Дублинские дескрипторы Результаты обучения на первом цикле, как правило, предполагают способность: демонстрировать знание и понимание основ и истории области изучения, передавать полученные базовые знания, контекстуализировать и интерпретировать новую информацию, демонстрировать понимание общей структуры области изучения и связей между ее элементами, демонстрировать понимание методов критического анализа и формирования теорий и использовать методы критического анализа, использовать методы, свойственные области изучения, демонстрировать понимание качества исследований в области изучения, демонстрировать понимание различных методов, используемых при проверке научных теорий

Дублинские дескрипторы Результаты обучения на втором цикле, как правило, предполагают способность: демонстрировать глубокие современные знания в специализированной области/дисциплине: знание новейших теорий, их интерпретаций, методов и способов, критически оценивать и интерпретировать новейшие достижения теории и практики, владеть методами проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов, вносить собственный оригинальный вклад в развитие данной дисциплины (диссертация), демонстрировать оригинальность и творчество при осуществлении деятельности в конкретной области.

Дублинские дескрипторы Результаты обучения выражены в Компетенциях Это – Знание и понимание Знание как действовать Знания как жить

Основная образовательная программа ВПО Основная образовательная программа ВПО ООП ВПО разрабатывается - на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки с учетом потребностей рынка труда

Основная образовательная программа ВПО ООП ВПО устанавливает: цели обучения, цели обучения, ожидаемые результаты, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации условия и технологии реализации образовательного процесса, образовательного процесса, средства и технологии оценивания и средства и технологии оценивания и аттестации качества подготовки аттестации качества подготовки обучающихся в вузе обучающихся в вузе

Основная образовательная программа ВПО ООП как система взаимосвязанных документов включает в себя: учебный план учебный план календарный учебный график календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик программы учебной и производственной практик методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных технологий методические материалы, обеспечивающие реализацию образовательных технологий

Компетенции Требования к результатам освоения ООП и всех ее частей – Требования к результатам освоения ООП и всех ее частей – основа проектирования вузовской ООП основа проектирования вузовской ООП

Компетенции Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения студентов (выпускников) это ожидаемые и измеряемые результаты обучения студентов (выпускников) это то, что способен делать выпускник (студент) по завершении всей образовательной программы или ее части это то, что способен делать выпускник (студент) по завершении всей образовательной программы или ее части это способности применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях

Компетентность Понятие компетентности сложнее суммарного представления об усвоенных знаниях, умениях, навыках, поскольку не только включает их в себя, но и предполагает их эффективное использование для решения определенного круга проблем. Компетентность – это уровень владения совокупностью компетенций, степень готовности к применению компетенций в профессиональной деятельности.

Компетенции Компетенции Компетенции подразделяются на: универсальные, общекультурные универсальные, общекультурные профессиональные, предметно- специализированные профессиональные, предметно- специализированные специальные специальные

Общекультурные компетенции Ядро модели выпускника по любому направлению подготовки ВПО составляют универсальные (общекультурные) компетентности. Общекультурные компетентности имеют двойственную природу: Общекультурные компетентности имеют двойственную природу: они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности они образуют базу для профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться они образуют базу для профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться

Общекультурные компетенции Общекультурные компетенции Особенность общекультурных компетенций - они дают возможность выпускникам вуза быть более востребованными на рынке труда, они дают возможность выпускникам вуза быть более востребованными на рынке труда, успешно реализовать себя в разных сферах деятельности, в том числе, - успешно реализовать себя в разных сферах деятельности, в том числе, - не связанных с полученной в вузе квалификацией не связанных с полученной в вузе квалификацией

Компетентностная модель Перечень компетенций Перечень компетенций Структура каждой компетенции Структура каждой компетенции Минимальный уровень сформированности каждой компетенции Минимальный уровень сформированности каждой компетенции

Компетенции Компетенции В дублинских дескрипторах перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) единые, В дублинских дескрипторах перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) единые, Но - бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций.

Компетенции Компетенции во ФГОС – перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) раздельные для бакалавра и магистра

Общекультурные компетенции бакалавра

Общекультурные компетенции магистра

Компетенции В ООП устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций В ООП устанавливаются пороговые уровни сформированности компетенций Достижение пороговых уровней является обязательным минимумом для всех выпускников по направлению подготовки Достижение пороговых уровней является обязательным минимумом для всех выпускников по направлению подготовки

Компетенции Для определения минимального порогового уровня требуется Для определения минимального порогового уровня требуется установление соответствий между компетенциями установление соответствий между компетенциями и требованиями к результатам освоения учебных циклов, модулей, дисциплин и требованиями к результатам освоения учебных циклов, модулей, дисциплин

Оценки уровня сформированности общекультурных компетенций Анкетирование студентов, самооценка Анкетирование студентов, самооценка