Теоретическая педагогика Теоретическая педагогика Лекция 6. Российская система образования. Профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук Сафонцева Наталья Юрьевна
Российская система образования включает: органы управления образованием и подведомственными им организациями; образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области образования; объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области образования; государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации образования; организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях и организациях; государственные образовательные стандарты; образовательные программы; субъекты образовательного процесса.
Составными частями Российской системы образования являются: Система дошкольного образования, Система основного образования, Система профессионального (высшего и среднего) образования, Система дополнительного образования.
Общие тенденции развития образования: провозглашение образования приоритетной сферой деятельности, ощутимая государственная поддержка деятельности учебных заведений, непрерывное увеличение ассигнований на образование; компетентностная направленность профессионального образования; диверсификация образования (изменения в сторону многообразия видов образования); переход к многоуровневой сквозной структуре непрерывного образования; интеграция инженерно-технического образования с гуманитарным и естественно- научным образованием, создание технических и технологических университетов; интеграция российского образования в мировое образовательное сообщество глобализация образования;
Общие тенденции развития образования: усиление акцента в образовательном процессе на развитие интеллектуального, нравственного и культурного потенциала личности; фундаментализация, гуманизация и гуманитаризация образования, сочетаемые со специализацией подготовки выпускников; разумное, оптимальное комплексное сочетание теоретического и практического обучения; оптимальное сочетание централизации и децентрализации в системе управления учебными заведениями, значительное расширение их автономии; более широкое использование в финансировании учебных заведений негосударственных источников и фондов; академические свободы преподавательского состава.
Модернизация системы российского образования предполагает: компетентностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий профессиональную компетентность выпускника, способного разрешать проблемные ситуации и нести ответственность за их последствия; новый подход к планированию учебной работы студентов, предполагающий модульное структурирование образовательных программ; использование балльно-рейтинговой технологии, обеспечивающей объективность оценки учебных достижений; индивидуализацию работы студентов, выбор ими индивидуальных образовательных траекторий и регулирование интенсивности учебных занятий,
Модернизация системы российского образования предполагает: самостоятельную работу студентов с методическими материалами, способствующую формированию активной жизненной позиции; использование новых образовательных технологий, современных эффективных образовательных методик, повышающих эффективность учебного процесса; изменение роли преподавателя, переход от традиционных педагогических концепций к новым педагогическим стратегиям, когда преподаватель является не только источником и ретранслятором определенного вида знания, но, прежде всего, выступает в роли организатора и руководителя самостоятельной работы обучающихся, обеспечивая их учебно- методическими материалами и осуществляя педагогическую поддержку.
Целью образовательного процесса является создание условий, обеспечивающих личности высокий уровень самосознания, критериями которого выступают: способность личности воссоздать объективную картину мира; способность личности к самоанализу, самооценке, самосознанию в целях самоопределения в реальном мире; способность личности к преобразованию мира и себя в нем; творческая продуктивность деятельности на основе преобразования действительности и себя в ней в соответствии с направлением социального прогресса.
Реализация саморазвития системы образования предполагает решение двух взаимосвязанных задач: 1.Пересмотр содержания образования на высоком уровне обобщения. Как правило, действующее содержание перенасыщено фактологическим, событийным, статистическим материалом, к тому же, жестко разграниченным учебными предметами. Новый подход формирования содержания образования носит внепредметный уровень, обеспечивающий усвоение и применение любого предметного содержания. 2.Включение в содержание образования такого учебного материала и такой организации учебной деятельности, которые позволят личности овладеть интеллектуальными технологиями.
Основной принцип Болонского процесса Единство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. Главная задача: Из документов об образовании каждой страны (от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ (с какой глубиной) обучен тот или иной выпускник, на какие рабочие места он может быть принят. Глобализация образования
Развертывание Болонского процесса выявило ряд проблем, стоящих сегодня перед высшей школой: инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра; неготовность большинства вузов выступать равноправными партнерами в программах мобильности студентов и преподавателей; излишняя регламентация: недостаточная гибкость и адаптивность образовательных программ; неспособность многих высших учебных заведений формировать новые компетенции выпускников, запрашиваемые рынком труда.
единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) единый механизм соотнесения академических СТЕПЕНЕЙ и КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения различных образовательных программ (Европейская рамка квалификаций, ЕРК) Для обеспечения выполнения основных принципов Болонского процесса необходимы :
Тенденции современного образования ярко выражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Стандарт – это документ, содержащий единые государственные нормы и требования, предъявляемые к готовой продукции. В сфере образования роль «готовой продукции» играют результаты обучения студентов и предъявляемые к ним требования фиксируются в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Государственный образовательный стандарт - это система параметров, принимаемых в качестве норм образовательной политики, отражающих общественный идеал образованности и учитывающих возможности реальной личности и социума по достижении этого идеала. (по В.С.Ямпольскому)
Особенность ФГОС - формирование требований к результатам освоения ООП в терминах компетенций. ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО - ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н ТОСТЬ Компетентность - интегральная характеристика, позволяющая индивиду добиваться успехов в определенной сфере деятельности, общении и самосознании в ситуациях неопределенности. Компетентность человека предполагает владение соответствующими компетенциями. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных разносторонних личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности), позволяющих наиболее полно реализовать собственные запросы индивида в соответствии с его интеллектуальными возможностями.
В соответствии с моделью личности в ФГОС выделяют две группы компетенций: 1) - личностные, определяющие владение основами наук о человеке, его физическом и интеллектуальном развитии, компетенции в области прав и свобод человека, общей культуры, аутопсихологические компетенции в области достоинства и недостатков собственной деятельности, готовность к постоянному совершенствованию, стремление и способность постоянно учиться; - социо-культурные, относящиеся к социальному взаимодействию, базирующиеся на знании законов общественного развития, межкультурного общения, социальных технологий, опыте взаимодействия с членами общества, умении решать коммуникативные задачи, стремлении к сотрудничеству.
В соответствии с моделью личности в ФГОС выделяют две группы компетенций: 2) - общенаучные, определяющие его представление о картине мира, способность и стремление познать его, умение жить в гармонии с миром, любить и охранять его; - профессиональные, характеризующие понимание назначения своей профессии, положительное отношение к ней, стремление и готовность осуществлять решение профессиональных задач. В образовательных стандартах в компетентностном формате будет проектироваться не содержание образования, а результаты образования на языке компетенций.
Парадигмальный сдвиг образовательной системы от предметно-центрированной к компетентностно-ориентированной направленности образовательного процесса означает: сдвиг от стандартов содержания образования к стандартам результатов образования; компетентностно-ориентированное образование предполагает перенастройку образовательного процесса на студентоцентрированную направленность, при которой изменяются роли обоих субъектов образовательного процесса; результаты образования и компетенции как цели образовательного процесса делаются прозрачными для всех участников образования и потребителей образовательных услуг.
Основой для формирования стандартов образовательной сферы является создание профессиональных стандартов. Профессиональный стандарт отражает основные квалификационные требования, выдвигаемые работодателями к тем или иным специалистам и является важной информационной основой для формирования стандартов предприятий, а также документов, более точно отображающих специфику конкретной отрасли. Профессиональные стандарты учитываются при подготовке образовательных стандартов, формирующих представления об ожидаемом уровне подготовки выпускников.
Профессиональные стандарты в меньшей степени затрагивают вопросы общих компетенций, а строятся именно в разрезе конкретных трудовых функций и должностных обязанностей, каждая из которых четко связана с определенными знаниями и умениями. В этом смысле профессиональные стандарты значительно более конкретны, чем государственные образовательные стандарты третьего поколения. Профстандарты – это сигнал не только для разработчиков образовательных стандартов, но и для самих вузов, колледжей, училищ, самостоятельно выстраивающих свои образовательные программы, а также для системы оценки качества образования.
Непрерывное профессиональное образование Перенос тяжести сравнения с содержания образования на результаты образования помогает выстраивать доступные и стройные линии образования в течение всей жизни. Непрерывное профессиональное образование не является самоцелью, а является «сопровождением карьеры» личности в процессе ее жизни, профессиональной деятельности, интеллектуального развития. Оно призвано обеспечить постоянное углубление и совершенствование профессионального уровня на базе фундаментальной общеобразовательной, общегуманитарной подготовки.
Непрерывное профессиональное образование Предтечей современных представлений о непрерывном образовании считается Я.А.Коменский, который подчеркивал, что каждый возраст подходит для учебы и у человека в жизни вообще нет другой цели, кроме учебы. При этом важно дать каждому возрасту делать то, к чему он способен.
Необходимость непрерывного профессионального образования изменение требований работодателей к профессиональной подготовке специалистов, ее фундаментальности, мобильность специалистов, способность специалистов самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» своих профессиональных знаний и опыта, повышать свою профессиональную компетентность в соответствии с изменением условий и функций трудовой леятельности.
Непрерывное профессиональное образование предполагает: 1.Создание и развитие национальной системы квалификаций, современных профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям; 2.Создание системы независимой оценки качества образования и квалификаций, получаемых в рамках программ профессионального образования и профессиональной подготовки, включая внутрикорпоративное обучение персонала; 3.Разработка и реализация современных инновационных образовательных программ непрерывного профессионального образования.
Цель непрерывного профессионального образования: жизненная квалификация не только как «приспособление» к профессии, но и основание для успешной адаптации к жизни в постоянно меняющемся обществе, как орудие улучшения «качества жизни». Перечень признаков, характерных для непрерывного образования: отражающие объективные возможности и условия учебы для всех; указывающие на стимулы и побуждения личности к непрерывному образованию; раскрывающие уровень владения необходимыми для этого умениями, навыками.
Признаки непрерывного профессионального образования: охват образованием всей жизни человека; интеграция «вертикальная» и «горизонтальная»; развитие и включение в целостную систему образования внеинституциональных и неформальных форм, в том числе создание альтернативных; «увязка» общего, политехнического и профессионального образования; открытость, гибкость системы образования, разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; возможность свободного их выбора учащимися; равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату; наличие механизмов стимулирования мотивации личности к учебе как со стороны материальных условий жизни общества, так и через влияние культуры, доминирующих в обществе духовно-нравственных ценностей.
Функции непрерывного профессионального образования: компенсаторная как возможность наверстать упущенное на предшествующих этапах образования; адаптирующая как повышение возможностей успешного приспособления человека к меняющейся действительности; развивающая как непрерывное обогащение творческого потенциала личности.
Принципы непрерывного профессионального образования: целостность, преемственность, прогностичность, адаптивность, поступательность, плавность, интегративность и ряд других.