Система дистанционного образования – фактор непрерывного повышения культуры и образования региона В.А. Красильникова Оренбург, ОГУ, 2002 г Выполняется при финансовой поддержке РГНФ по тематике проекта а/В
Дистанционное образования (ДО), развитие которого идет по всему миру, дает возможность непрерывного повышения уровня образования любому человеку, где бы он ни находился. Для внедрения технологии дистанционного образования в Оренбургской области необходимо провести достаточно серьезную подготовительную организационную работу и, в первую очередь, решить ряд проблем: 1 - создать Областной центр современных образовательных технологий, поскольку технология дистанционного образования необходима всем образовательным учреждениям, системе переподготовки населения (в том числе и не занятого), органам социальной защиты населения, работодателям для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников; 2 - наработать программно-методическое обеспечение технологии ДО по интересующим специальностям (используя опыт и результаты работы центра дистанционного образования университета); 3 - создать систему дисплейных классов (методических кабинетов ДО) общего доступа в районах области. Работа удаленных дисплейных классов свободного доступа должна обеспечиваться организационно и методически областным центром современных образовательных технологий (используя классы свободного доступа КИЦ района).
Что может дать ТДО для развития области? 1 - оперативное информационное обеспечение для педагогов; 2 - разработка модели малокомплектной сельской школы, повышение уровня подготовки в сельских школах; 3 - развитие системы непрерывного повышения квалификации, аттестации учителей и мастеров ПО. Переподготовка без отрыва от производства и больших затрат; 4 - улучшение, в определенной степени, социального климата в обществе. В Оренбургском государственном университете создан Центр дистанционного образования. Несколько слайдов о Центре.
Схема взаимодействия обучающихся с центром
Для выполнения такой огромной и значимой работы необходимо объединение кадрового потенциала, творческих идей высшей школы, представителей всех органов управления социальной сферой района, всех специалистов района, в первую очередь социально-педагогических работников культурно-просветительных учреждений и педагогических работников системы образования района, материально- финансовая и моральная поддержка инициатив органами местного самоуправления, административными органами управления района и области. Проблема общая и решать ее необходимо сообща - всем миром - нужна Ассоциация административных, промышленных и общественных структур, вузов, органов управления системы образования области.
Задачи Ассоциации: 1 поддержка работ по созданию единого информационно- образовательного пространства Оренбургской области; 2 материально-техническая и финансовая поддержка работ по совершенствованию и реорганизации системы управления образования области на основе единой концепции внедрения современных информационных технологий; 3 расширение культурно-образовательных связей и более тесное сотрудничество области, как с регионами России, так и с другими странами в области развития и поддержки экономики и образования области; 4 создание областного попечительского совета и фонда грантов ОРЬ (рабочее название) для поддержки разработок перспективного направления в области науки и образования.
Принцип создания Ассоциации «ОРЬ»
Совершенствование и модернизация системы образования области на основе активного использования компьютерных технологий, современных средств телекоммуникационной связи и новых технологий обучения возможно через создание структуры, занимающейся методическими вопросами оценки эффективности и внедрения современных технологий обучения и компьютерной техники в качестве средств обучения. Для решения указанных вопросов предлагается создать областной научно-методический совет современных образовательных технологий (ОНМСОТ) и областной центр современных образовательных технологий, выполняющие: координирующие, направляющие, анализирующие, организационные функции по анализу и внедрению учебно- методического материала в учебный процесс школы и другие учебные заведения, проведению конференций, научно- методических семинаров и школ по новым образовательным и информационным технологиям.
Областной центр современных образовательных технологий Главное управление образования области Вузы и другие учебные заведения города Районные научно- методические советы Методические кабинеты Областной центр переподготовки незанятого населения области система переподготовки военнослужащих и членов их семей Культурно- информационный районный центр Методические кабинеты ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ Принцип создания и взаимодействия областного центра современных образовательных технологий
Выводы: Небольшой анализ, проведенный нами показал, что от нашего желания и согласованных действий зависит решение проблемы совершенствования системы образования на основе активного применения информационных технологий, конструктивная работа по разработке информационной системы управления единым образовательным пространством области, не ограничивая его понимание только школами. В заключение хочется еще раз обратиться к уважаемой аудитории со словами: долг чести педагогов и ученых помочь внедрению современных информационных технологий в сельские школы, что позволит модернизировать учебный процесс в школе и повысить уровень образованности и культуры молодого поколения. Самая главная задача в процессе информатизации школ - уровень подготовки учителя школы, его желание осваивать новое для себя и помочь своим ученикам войти в мир современных информационных технологий и технологий обучения, которые существенно изменяют мироощущение человека и его статус в этом мире.
Оренбург, УСИТО ОГУ, 2002г, Доклад подготовлен и представлен начальником УСИТО ОГУ В.А. Красильниковой на областном совещании руководителей образования, проходившем в университете в 2002 г. р.т. (3532)