Презентация п о л итературе На тему: Родион Раскольников Сделала : Иванина Мария Уч-ца: 10 «а» Проверила: Суворова Елена Юрьевна
Фёдор Михайлович Достоевский ( 1821 – 1881)
« Преступление и наказание » было напечатано в первый раз в « Русском вестнике » в 1866 году, частями по мере поступления готовых глав в январской, февральской, апрельской, июньской, июльской, ноябрьской и декабрьской книгах. Замысел и начало работы над романом относятся к 1865 году, когда революционный подъём шестидесятых годов был уже позади.
"Преступление и наказание". Это сложное произведение, поражающее философской глубиной поставленных в нем вопросов и психологичностью обрисовки характеров главных действующих лиц. Роман захватывает остротой социальных проблем и странностью повествования. В нем на первом плане находятся не уголовной преступление, а то наказание (нравственное и физическое), которое несет преступник. Не случайно из шести частей только первая часть романа посвящена описанию преступления, а все остальные и эпилог - наказанию за него.
В этом мире, еще не пришедшем в себя от пережитых надежд и потрясений, на самом грани после поражения, начинается история Раскольникова. Мы застаём Раскольникова в романе угрюмым, мрачным, мнительным, скрытным, ничем не интересующимся из того, чем интересуются все окружающие, и то же время гордым, даже надменным-« ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторых прав на то». Однако это только одна сторона Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются».Про него можно сказать словами блока: разве угрюмство «сокрытый двигатель его»? В нем много достоинств, он великодушен, добр, отзывчив, он в высокой степени способен любить- мать, сестру, детей, до рокового замысла хотел жениться, движимым необычным чувством: « Она больна токая девочка была.. Совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала..Дурнушка такая.. Собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, вспоминает Раскольников, - кажется, за то, что всегда больная… Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется. Еще больше её полюбил…(он задумчиво улыбнулся) так.. Какой-то бред весенний был..»
В первой любви Раскольникова раскрывается очень важная для него черта: он не столько искал счастья, я сколько его хотел дать. Даже в упоении весеннего бреда. Такова была его натура, - гордость и даже надменность не мешали ему быть в иных случаях гуманным и самоотверженным.
Раскольников несмотря на свою эксцентричность, не выдуман Достоевским. Социальное положение Раскольникова- это терминология эпохи и терминология самого Достоевского. Раскольников принадлежит, как и большинство героев Достоевского, к « бедному люду среднего класса».
Раскольников –разночинец, обедневший дворянин, ничем не обеспеченный.( в первоначальном замысле Достоевский хотел его сделать прямо мещанином.) Он приехал в Петербург учится, чтобы, закончив университет, добиться положения в обществе, сильно менявшемся под воздействием буржуазных реформ Александра 2. учиться ему приходилось на медные деньги, на крохи, которые могла уделять ему мать из нищенской пенсии, да на собственные скудные заработки от случайных уроков. Раскольников,еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. « Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел в дали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему также пышные коляски, наездники и наездницы …он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около 30 копеек.. Проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни.. Он выпил рюмку водки и съел с какой-то начинкой пирог».
Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга. С их жалким людом, с их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в казовой его внешности, а с социальных контрастах, динамичных и трагических, в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы; в изнурительных и оскорбительных аксессуарах бедности, воспринимаемых с особою остротою бедняком образованным. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга. С их жалким людом, с их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в казовой его внешности, а с социальных контрастах, динамичных и трагических, в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы; в изнурительных и оскорбительных аксессуарах бедности, воспринимаемых с особою остротою бедняком образованным. Начиная с «бедных людей», и особенно с «униженных и оскорбленных», герои Достоевского- это обедневшие, разоренные дворяне, это студенты из дворян же, готовившиеся к командной карьере и вдруг, непонятно почему, очутившиеся на дне. Таков и Раскольников. Великолепный Петербург был рядом, но он видел его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты, толкотни, вони, « столь известной каждому петербуржцу, не имеющим возможности нанять дачу». Начиная с «бедных людей», и особенно с «униженных и оскорбленных», герои Достоевского- это обедневшие, разоренные дворяне, это студенты из дворян же, готовившиеся к командной карьере и вдруг, непонятно почему, очутившиеся на дне. Таков и Раскольников. Великолепный Петербург был рядом, но он видел его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты, толкотни, вони, « столь известной каждому петербуржцу, не имеющим возможности нанять дачу».
Раскольников принадлежал к жертвам Петербурга. Он не мог и не хотел утешаться ролью камня, положенного в фундамент величественного здания. Он роптал, он не мог забыть о себе и о своих близких, скорбь и сострадания перерастали в гнев, он сжимал кулаки, он грозил. Он жаждал перемен. Раскольников принадлежал к жертвам Петербурга. Он не мог и не хотел утешаться ролью камня, положенного в фундамент величественного здания. Он роптал, он не мог забыть о себе и о своих близких, скорбь и сострадания перерастали в гнев, он сжимал кулаки, он грозил. Он жаждал перемен.
« посмотрите на студента, оторванного от дома, от семьи, брошенного в чужой город, наполненный искушениями для его молодости, без средств к жизни…в кругу товарищей, своим обществом только усиливающих его недостатки, без руководителей, без цели, отстав от старого и не пристав к новому. Вот приложение студента за малыми исключениями. Из них выходит то, что должно выходить: или чиновники- профессора, или чиновнике- литературы, удобные для общества, или люди, бесцельно оторванные от прежней среды, с испорченною молодостью и не находящие себе места в жизни, так называемые люди университетского образования, развитые, то есть раздраженные, больные либералы». Слова Льва Толстого очень точно поясняют, из какой среды выходили такие люди, как Раскольников.
совсем рядом находился Невский проспект с дорогими магазинами, шикарными дворцами, изысканными ресторанами. Раскольников видит, что общество устроено несправедливо: одни купаются в роскоши, а другие погибают от голода. Он хочет изменить мир. Но это сможет сделать только необыкновенный человек, способный "сломать, что надо, раз навсегда" и взять власть "над всею дрожащей тварью и над всем муравейником". "Свобода и власть, а главное - власть!... Вот цель!" - говорит Раскольников Соне Мармеладовой.
Под низким потолком комнаты в уме голодного человека зарождается чудовищная теория. Согласно этой теории, все люди делятся на два "разряда": на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, "властелинов судьбы" 0 таких, как Наполеон. Они способны навязать большинству свою волю, способны во имя прогресса или высокой идеи, не задумываясь, "перешагнуть через кровь". Раскольников хочет быть добрым властелином, защитником "униженных и оскорбленных", он поднимает бунт против несправедливого общественного устройства. Но его мучает вопрос: властелин ли он? "Тварь я дрожащая или право имею?" - спрашивает он себя.
"Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все.
Чтобы получить ответ, раскольников задумывает убийство старухи- процентщицы. Это как бы эксперимент над собой: способен ли он, как властелин, перешагнуть через кровь? Конечно, герой находит "предлог" для убийства: ограбить богатую и никчемную старушонку и на ее деньги спасти от нищеты и гибели сотни молодых людей. Но тем не менее Раскольников всегда внутренне осознавал, что совершил убийство не по этой причине и не потому, что был голоден, и даже не во имя спасения сестры Дуни от брака с Лужиным, а для того, чтобы проверить себя.
преступление и наказание\Копия IMG_0016.jpgпреступление и наказание\Копия IMG_0016.jpg
. Раскольников чувствует себя убийцей, на его руках - кровь невинных жертв. Одно преступление неизбежно влечет за собой другое: убив старуху, Раскольников был вынужден убить ее сестру - "безвинную Лизавету". Достоевский убедительно доказывает, что ни одна цель, даже самая высокая и благородная, не может служить оправданием для преступных средств. Все счастье в мире не стоит единой слезинки ребенка. И понимание этого, в конце концов, приходит к Раскольникову.
Но раскаяние и осознание вины далось ему не сразу. Это произошло во многом благодаря спасительному влиянию Сони Мармеладовой. Именно ее доброта, вера в людей и в Бога помогли Раскольникову отказаться от своей бесчеловечной теории.
Лишь на каторге произошел перелом в его душе, и началось постепенное возвращение к людям. Только через веру в Бога, через раскаяние и самопожертвование могло, по мнению Достоевского, произойти воскрешение мертвой души Раскольникова и любого другого человека. Не индивидуалистический бунт, а красота и любовь спасут мир.
Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.